Знамя Майтрейи
1333

ЛИСТЫ СТАРОГО ДНЕВНИКА. ГЛАВА XXIX. ГЕНРИ С. ОЛЬКОТТ

   ГЛАВА XXIX.
   
   МАДАМ БЛАВАТСКАЯ СТАНОВИТСЯ ПОДДАННОЙ АМЕРИКИ. ОСНОВАНИЕ БРИТАНСКОГО ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ В НЬЮ-ЙОРКЕ. ОСНОВАТЕЛИ ОТПЛЫВАЮТ В ИНДИЮ.
   Вполне естественно, что Королеву нашей маленькой Богемии должны были окружать богемные художники, которые просили бы её позировать им. Так оно и было, и она позировала Томасу Ле Клеру, когда он рисовал её портрет маслом, и О'Доновану, когда он изготавливал бронзовый медальон с её портретом. Запись в дневнике за 24 февраля (1878 года) показывает, что вечером мы с Е. П. Б. были в студии Вальтера Пари и весело провели время с некоторыми из лучших художников Нью-Йорка. Большинство из них принадлежало к знаменитому Тайл-клубу, члены которого каждый месяц встречались друг у друга в студиях и рисовали картинки на керамических плитках, предоставляемых хозяином вечера. Затем эти плитки оставались хозяину, который их обжигал и глазировал за свой счёт. Это была замечательная договорённость, согласно которой каждый член Клуба по очереди за бесценок становился обладателем набора подписанных картин выдающихся художников.
   Е. П. Б. невыразимо забавляла моя балаганная импровизация, упомянутая выше. Одним из представлений, которое она часто просила показать, был бурлеск о «говорящем медиуме». Он представлял собой пародию на манеры и обыденные банальные высказывания медиумов определённого класса. Как-то вечером нас посетил Лондонский литератор, бывший редактор «Зрителя»1, человек с университетским образованием.
   _______________
   1 – «Зритель» – английский сатирико-нравоучительный журнал. В начале 18 века издавался Дж. Аддисоном и Р. Стилом. Послужил образцом для аналогичных изданий в странах Европы, в том числе в России – прим. переводчика.
   Он занимался полезным делом – исследовал спиритизм и верил в него. Я прикинулся, что мной руководит дух умершего священника Высокой Церкви2 и торжественным тоном с закрытыми глазами начал читать проповедь, направленную против современных деморализующих влияний, среди которых отвёл Теософскому Обществу первое место.
   _______________
   2 – направление в англиканской церкви, тяготеющее к католицизму – прим. переводчика.
   Как бы от имени духа я начал сильно осуждать приверженцев этой «гнусной организации», а в Е. П. Б., как её верховную жрицу и главную дьяволицу, стал метать молнии, угрожая отлучением от церкви и даже анафемой. Старая леди смеялась до слёз, но наш гость сидел, пристально глядя на меня (что я заметил, время от времени бросая на него беглый взгляд сквозь мои почти закрытые веки) и, в конце концов, разразился восклицаниями: «Это ужасно, как же это ужасно! Мадам, вы не должны ему это позволять!» «Что позволять?» – спросила она. «Давать волю этому медиумизму, так как он всецело одержим столь сильной и мстительной личностью из мира духов!» Для моей любящей повеселиться коллеги это было уж слишком, и она взорвалась от смеха. В конце концов, задыхаясь, она воскликнула: «Стоп! Олькотт, ради Бога, остановитесь или вы меня убьёте!» Когда я почти достиг апофеоза праведного гнева, полного презрения, к этой «претендующей на эрудицию и альтруизм «русской авантюристке»», то внезапно остановился и, повернувшись к мистеру Л., спросил его тихим и самым обычным голосом о разыгранном мною представлении. Я почти растерял всю серьёзность, увидев его внезапное удивление и острый испытующий взгляд, устремлённый на меня и будто выражающий словами его убежденность, что я либо сумасшедший, либо самый необычный медиум, поскольку смог так быстро «выйти из-под контроля». Это почти добило Е. П. Б.. На следующее утро в восемь часов мистер Л. позвал меня на прогулку по городу и попытался убедить меня бросить этот медиумизм, который, как он уверял, может уничтожить мою надежду пригодиться в будущей общественной работе! Медиум, объяснял он, – будто бы за двадцать лет я этого ещё не узнал, – находится в настоящем рабстве, пропорциональном степени его медиумизма; пассивный посредник развоплощённых сил, он не имеет возможности выяснить их природу и не обладает никакими особыми средствами против их господства. Если бы я сказал, что я такую возможность имею, он бы так и не поверил, что прошлым вечером мы над ним всего лишь подшутили, а эта шутка была одним из разнообразных развлечений, которые мы с Е. П. Б позволяли себе, чтобы снять напряжение, вызванное нашей тяжёлой работой; он бы думал, что я медиум, поэтому мы вынуждены были оставить эту тему в покое. Но для нас это являлось дежурной шуткой, и для розыгрыша посетителей Е. П. Б. прибегала к ней бессчётное число раз.
   Пятого апреля Т. Эдисон прислал мне собственноручно подписанное заявление о вступлении в члены нашего Общества. Я виделся с ним, когда он выставлял свои изобретения, связанные с электричеством, на Парижской Выставке того года. Я, будучи почётным секретарём Национального Гражданского Комитета, созданного по просьбе Французского Правительства, способствовал тому, чтобы Конгресс США принял законопроект, позволяющий нашей стране после падения Империи и создания Французской Республики участвовать в первой международной выставке мировой индустрии. Мы с Эдисоном разговорились об оккультных силах, и он сильно заинтересовал меня упоминанием о том, что он провёл некоторые эксперименты в этом направлении. Он поставил целью попытаться выяснить, может ли маятник, который подвесили в его частной лаборатории, двигаться с помощью силы воли. Чтобы выяснить это, он использовал в качестве проводников провода из различных металлов и их сплавов, а также пробирки, содержащие различные жидкости. При этом один конец проводника прикладывался ко лбу, а другой соединялся с маятником. Но результаты этих экспериментов так и не были опубликованы, и я предполагаю, что они не удались. Если бы ему на глаза попалась следующая информация, то она могла бы его заинтересовать. В 1852 году в Огайо я встретил молодого человека, бывшего шейкера3, которого звали Макаллистер.
   _______________
   3 – Шейкеры (англ. Shakers) – протестантская религиозная секта в США, официальное название которой – «Объединённое сообщество верующих во второе пришествие Христа» – прим. переводчика.
   Он мне поведал, что открыл некую жидкость, смачивая которой лоб, мог передавать мысли другому человеку при условии, что тот в это же время делает с жидкостью то же самое, даже если находится от него на большом расстоянии. Я помню, что написал на эту тему статью под названием «Психический телеграф» в старой газете «Духовной Телеграф», издаваемой мистером С. Б. Бриттеном, ныне покойным. Будучи знакомым с несколькими известными американскими изобретателями, я узнал от них о психологических процессах, с помощью которых к каждому из них пришла идея их изобретений. Я рассказал об этом Эдисону и спросил его, каким образом совершал свои открытия он сам. Он сказал, что нередко во время прогулки по Бродвею со знакомыми или в разговорах о совсем других предметах, а также среди уличного шума и гама мысль могла внезапно озарить его ум, и то, что он хотел бы изобрести, в какой-то степени представало пред ним. Затем он спешил домой, приступал к работе над этой идеей и не прекращал её до тех пор, пока или не достигал успеха, или не убеждался в её неосуществимости.
   Семнадцатого апреля мы начали переговоры с Созераном, генералом Т., а также одним или двумя другими масонами высокого ранга о включении нашего Общества в состав Масонской организации с Ритуалами и Степенями; идея заключалась в том, что наше Общество может стать естественным дополнением к высокой степени масонского братства, возрождая в нём жизненно важные, но утраченные элементы восточного мистицизма, которых ему не хватало. В то же время, такая договоренность о присоединении нашего Общества к древнему Братству, чьи ложи были разбросаны по всему миру, придала бы первому силы и устойчивость. Теперь, когда я могу оглянуться назад, мы фактически планировали повторить работу Калиостро, Египетская Ложа которого в те дни была очень мощным центром распространения Восточной оккультной мысли. Мы не отказывались от этой идеи даже тогда, когда перебрались в Бомбей, и последнее упоминание о ней в моём Дневнике представляет собой пометку о том, что Свами Дайянанд Сарасвати обещал мне составить Ритуал для наших Нью-Йоркских и Лондонских членов. Некоторые старые коллеги опровергают вышеизложенные факты, хотя они с ними и не знакомы. Но мы с Е. П. Б. всерьёз вынашивали такой план и отказались от него только тогда, когда обнаружили, что Общество стремительно разрастается в силу присущего ему врождённого импульса и посчитали нецелесообразным объединять его с Масонской организацией.
   Однажды вечером Е. П. Б. произвела великолепный феномен удвоения предметов. Французский врач, доктор Б., был одним из девяти наших посетителей. Он сидел рядом с письменным столом Е. П. Б., и свет от стоящего рядом газового светильника падал на помеченную его инициалами большую золотую запонку, которую он носил. Её блеск бросился в глаза Е. П. Б., она перекинулась через стол, коснулась запонки, затем разжала свою руку и показала ему и всем нам её точный дубликат. Хотя все мы её видели, она никому из нас не дала эту запонку и, зажав в своей руке, растворила майю. Но однажды вечером, когда мы были наедине, она произвела для меня гораздо более интересный феномен. Время от времени она рассказывала мне о приключениях и жизни множества людей, как из Индии, так и других западных стран. Бесцельно перетасовывая в тот вечер колоду карт, она неожиданно мне её протянула и показала в ней визитную карточку жены одного британского офицера, которая в Северной Индии случайно увидела Махатму и, глядя на его прекрасное лицо, сильно в него влюбилась. На карточке было написано её имя, а в нижнем углу – полк её мужа. Эти надписи, будто ножом, были частично зачёркнуты, поэтому я не смог бы узнать эту леди, если бы когда-нибудь встретился с ней в Индии. Тасование карт продолжалось, и через каждую минуту или две она протягивала мне колоду и вытаскивала из неё визитные карточки других известных нам лиц. Какие-то из них были покрыты глянцем, какие-то были простыми; на каких-то имена были написаны от руки, на каких-то – печатными буквами; какие-то из них были напечатаны типографским способом, какие-то были взяты в чёрную рамку; какие-то были большими, а какие-то – маленькими. Это был чудесный и совершенно уникальный феномен. Но как жаль, что драгоценная психическая сила, которую так трудно приобрести и так легко потерять, работала вхолостую, на мгновенье появляясь в каждом из этих случаев астральных фантомов простых визитных карточек, когда та же самая сила могла быть использована, чтобы заставить некоторых крупных учёных поверить в существование записей Акаши и посвятить себя духовным исследованиям. Моей уважаемой сестре, миссис Митчелл, которая вместе с мужем и детьми жила в одном доме с нами, Е. П. Б. однажды показала коллекцию драгоценных камней и ювелирных изделий. Сестра сказала, что она должна стоить, по меньшей мере, 10000 фунтов стерлингов и подумала, что украшения являются частью её наследства. Она не подозревала, что драгоценности были всего лишь иллюзией, и отнеслась с недоверием к моим словам, когда я сказал ей, что Е. П. Б. всем этим не обладает. Я уверен, что если бы она владела ими, то никогда не оказалась бы в таких стеснённых обстоятельствах, в которых побывала.
   Чем ближе подходило время нашего переезда, тем сильнее индусы, весь Восток и все ориенталисты в Индии начинали восхвалять Е. П. Б. за её пренебрежительное отношение к людям Запада в целом, их социальным устоям, религиозной тирании и идеалам. В «Ламасери» бывали бурные вечера, среди которых очень сильно выделяется один эпизод. Художник Вальтер Пари, один из лучших сотрудников, жил в Бомбее несколько лет в качестве правительственного архитектора и был рад поговорить с нами об Индии. Но, не обладая нашим чрезмерным почтением к стране и симпатией к людям, он часто обижал чувства Е. П. Б. замечаниями в силу того, что, как теперь мне известно, придерживался англо-индийского курса. Однажды вечером он рассказывал о своём старом слуге, который совершил какую-то глупость, когда запрягал или оседлывал лошадь, и спокойно заметил, что отхлестал этого человека кнутом. Мгновенно, будто бы получив удар по своему собственному лицу, Е. П. Б. вскочила, встала перед ним и в течение пяти минут так уничижительно его отчитывала, что ему оставалось только сидеть в оцепенении. Она заклеймила его позором, назвав этот поступок малодушным, и включила этот случай в свою замечательную речь по поводу обращения народов Востока англо-индийским правящим классом. Это негодование не было случайным и не сглаживалось в угоду Западу; этот тон она сохраняла всегда, и я часто слышал, как в Аллахабаде, Симле, Бомбее, Мадрасе и других местах она оставалась такой же смелой в разговорах с высшими англо-индийскими чиновниками.
   Один из способов, с помощью которых Е. П. Б. в минуты отвлечений скрашивала утомительные часы написания «Разоблачённой Изиды», заключался в рисовании карикатур на игральных картах с привнесённой в них изюминкой. Некоторые из этих искусно нарисованных картинок были весьма смешными. Одна из них, пародирующая Клубную Десятку, представляла собой выступление менестреля; гротескные искажения «конца человечества», торжественную суровость «Дознователя» и милую, но пустую болтовню посредников, которые были превосходно прорисованы. Другая изображала спиритический сеанс с банджо, аккордеонами и тамбуринами, летающими по воздуху, с перевёрнутым ведром над головой «исследователя» и маленьким озорным элементалом, сидящим и усмехающимся на коленях леди, держащей его раздвоенный хвост в руке, считая, что это часть тела её ушедшего друга. На третьей картинке – я полагаю, пародирующей «Семь Сердец» – были нарисованы два жирных монаха, сидящих за столом, который ломился под тяжестью трапезы – индейки, ветчины и других деликатесов, тогда как на полу в ледяной вазе наготове стояли бутылки вина и другие охлаждённые напитки. Один из преподобных отцов, в котором подчёркивалось сильное животное начало, держал свою руку сзади себя, чтобы получить любовное послание от чопорной служанки в чепчике и фартуке. Ещё одна изображала полицейского, который ловил убегающего вора за ногу, другая – блестящую чету Томми, прогуливающуюся со своими любимыми, третья – почтенного негра, идущего со своими внуками-негритятами на руках и т.д., и т.д. Совсем недавно я узнал, что покойный отец Е. П. Б. обладал особым талантом в этой области, чем очень легко объясняется её одарённость. Я рассказал ей о своих сожалениях относительно того, что она не может подобным образом разрисовать целую колоду, поскольку это, несомненно, в случае оформления авторских прав может обернуться для неё хорошенькой суммой. Она сказала, что может сделать это, но у неё не хватит на это терпения.
   [Подпись к рисунку: Карикатуры на игральных картах].
   Восьмого июля она взяла документы для принятия гражданства, пошла со мной в Верховный Суд и была приведена к присяге в качестве гражданки Соединенных Штатов Америки. Как следует из моего Дневника, она описывала это следующим образом: «Е. П. Б. было предложено поклясться в вечной любви, преданности и защите Конституции США, каждой своей частицей отречься от верности Российскому Императору и быть принятой «Гражданкой Соединённых Штатов Америки». Получили документы, подтверждающие её гражданство, и счастливые пошли домой». Конечно, на следующий день в американских газетах появилась масса сообщений об этом событии. Периодические издания направили своих журналистов, чтобы взять интервью у новой гражданки, которая своими наивными представлениями о политике и политиках вызвала у них смех.
   В начале летних месяцев 1878 года моё внимание занимало создание Британского Теософского Общества в Лондоне (которое в настоящее время называется Лондонской Ложей Теософского Общества). Это наш первый Филиал, который в конечном итоге был открыт 27 июня Дж. Сторером Коббом, доктором юридических наук, казначеем Теософского Общества. В то время его визит в Лондон пришёлся кстати, и в цельях основания Филиала я сделал его своим официальным уполномоченным. Мистер Синнетт любезно предоставил мне копию протокола заседания из Журнала Заседаний Ложи, официально находившуюся у него на хранении. Я привожу её здесь как имеющую исторический интерес:
   ЗАСЕДАНИЕ СОТРУДНИКОВ.
   Состоявшееся 27 июня 1878 года на Грэйт Рассел стрит, 38 в Лондоне.
   Присутствовали сотрудники: Дж. Сторер Кобб, казначей (Нью-Йоркого Общества); Ч. К. Мэсси; доктор К. Картер Блэйк; доктор Джордж Уайлд; доктор Г. Дж. Биллинг и Е. Кислингбери.
   Сотрудник Дж. Сторер Кобб в качестве председателя зачитал письма от мистера Яркера, доктора К. Маккензи, капитана Ирвина и мистера Р. П. Томаса, выражающие сожаление по поводу их отсутствия по уважительной причине и поддерживающие необходимость такого собрания, а также письмо от преподобного У. Стэнтона Мозеса, сообщающее, что он не может принять участие в заседании, поскольку вышел из членов Нью-Йоркского Общества.
   Казначей Кобб, имеющий заверенное Президентом Олькоттом предписание основать Английский Филиал Общества, о чём сообщалось на предыдущем заседании сотрудников, состоявшемся по этому же адресу, подал в отставку, поскольку не намеревался стать членом нового филиала. Его пригласили остаться в качестве слушателя, а далее развернулась неофициальная дискуссия. По её итогам было принято Решение, предложенное сотрудником Мэсси и поддержанное доктором Г. Дж. Биллингом, «что, по мнению Английских Сотрудников Теософского Общества в Нью-Йорке, присутствующих на этой встрече, в Англии желательно сформировать такое Общество, которое бы поддерживало связи с этой организацией и сочувствовало ей».
   В соответствии с письменными инструкциями, полученными от Президента, заседание приступило к обсуждению вопроса о Президенте Филиала Общества, и по результатам проведённого голосования Президентом был избран Ч. К. Месси.
   Принимая полномочия, Мистер Мэсси сделал несколько замечаний и приступил к обязанностям председателя. Он выдвинул предложение, поддержанное доктором Картером Блэйком, о назначении мисс Кислингбери на должность секретаря Филиала Общества. Путём голосования это предложение было принято.
   Заседание было приостановлено до получения дальнейших рекомендаций из Нью-Йорка, и Секретарю было поручено представить копию протокола этой части заседания Полковнику Олькотту (Президенту), а копию вышеизложенного Постановления отсутствующим членам Английского Филиала.
   Затем был написан, подписан и отдан Секретарю для отправки полковнику Олькотту следующий меморандум:
   «ЛОНДОН, 27 июня 1878 года.
   «Для
   ПОЛКОВНИКА ГЕНРИ С. ОЛЬКОТТА,
   Президента Теософского Общества, Нью-Йорк
   Настоящим подтверждаем, что в этот день состоялось заседание, на котором был открыт Английский Филиал вышеупомянутого Общества. Президентом этого Филиала путём голосования сотрудники избрали Чарльза Карлтона Месси.
   (Подпись) «ДЖОН СТОРЕР КОББ.
   Казначей Нью-Йоркского Общества.
   (Подпись) Ч. К. МЭССИ».
   Мои официальные письма о признании Британского Теософского Общества и ратификации выборов, проведённых на вышеупомянутом заседании, были написаны 12 июля 1878 года и отосланы мистеру Ч. К. Месси и мисс Э. Кислингбери, Президенту и Секретарю соответственно.
   В моём дневнике за 25 октября есть интересная запись о способности Е. П. Б. к ясновидению, которую она иногда демонстрировала. Эта запись гласит:
   «О'Донован, Уимбридж и мы с Е. П. Б. ужинали, когда прислуга принёсла письмо от Мэсси, доставленное почтальоном мгновенье назад. Перед тем, как оно пришло, Е. П. Б. объявила о нём и его общем содержании, а после того, как я его получил и распечатал, она рассказала, что написано в этом письме от доктора Уайлда и прочла его текст, также не глядя на него».
   Я вспоминаю, как принял конверт из рук прислуги и положил его рядом с моей тарелкой, намереваясь отложить чтение письма до тех пор, пока мы не встанем из-за стола. Между ним и Е. П. Б. стоял большой глиняный кувшин с водой, и пока оно лежало, Е. П. Б. сначала прочла письмо Мэсси, а затем вложенное в него от доктора Уайлда. Вдобавок к этому я обнаружил, что на одной из страниц второго письма оказалась записка от Махатм, и я послал его обратно отправителю с изложением данных фактов за нашими с мистером Уимбриджем подписями.
   Несколько астрологов, ясновидящих и индийских аскетов предсказывали, что Е. П. Б. встретит свою смерть в море. Это довольно интересное совпадение. На странице моего Дневника за 2 ноября 1878 года я обнаружил одну краткую запись. Один джентльмен, обладающий сверхчувственным восприятием, являющийся другом Уимбриджа, «предсказал смерть Е. П. Б. в море – внезапную смерть. Он сомневался, что она доберётся даже до Бомбея». Maджи, Бенаресский йогин, сделал то же самое предсказание относительно места смерти Е. П. Б. и даже времени её наступления, но ни то, ни другое не оказалось правильным. Не точнее оказалась и гадалка на картах из Нью-Йорка, которая предсказала смерть Е. П. Б. через убийство не позднее 1886 года. Вмешавшись, Е. П. Б. очень естественно поставила два восклицательных знака после слова «убийство», цинично добавив замечание: «Ничего похожего на ясновидение».
   Один из наших посетителей был более успешным пророком, но к Е. П. Б. применять свои способности он не пытался. Вот что я написал о нём в своём Дневнике:
   «Загадочный врач-еврей. Странный, очень странный человек. Предвидит у своих посетителей смерть и имеет духовное понимание происхождения их болезней. Старый, худой, сутулый; у него прекрасные тонкие седые волосы, спадающие во все стороны с его благородной головы. Румяна на его щёках устраняют их неестественную бледность. Имеет привычку сильно запрокидывать свою голову назад и смотреть в пространство, когда он слушает или говорит. У него восковое лицо, прозрачная и очень тонкая кожа. В середине зимы он носит летнюю одежду. Собираясь с ответом, он имеет своеобразную привычку говорить: «Ну, зде-есь я вас пе-еребью»»!
   В течение тридцати лет он изучал Каббалу, и его беседы с Е. П. Б. во многом ограничивались её мистериями. Я слышал, что как-то вечером он сказал, что, несмотря на тридцать лет исканий, он не обнаружил того истинного смысла, который она усмотрела в некоторых текстах, озаряя их светом святости.
   Осенью 1878 года я начал приводить свои мирские дела в порядок, поскольку было принято окончательное решение о нашем отъезде. Мы вели активную переписку с нашими Бомбейскими и Цейлонскими друзьями (многочисленными буддистами и индуистами, присоединившимися к Теософскому Обществу по письменному заявлению), отправили нашу маленькую библиотеку и мало-помалу продали или раздали наш домашний скарб. Мы не афишировали своих намерений, но наша квартира более чем когда-либо наводнилась друзьями и знакомыми, которым они стали известны. Записи Е. П. Б. в моём Дневнике, сделанные во время моего частого отсутствия в Нью-Йорке в течение последних недель, свидетельствуют о нервном возбуждении, которое она испытывала перед отъездом, и её опасениях, что мои планы могут потерпеть неудачу. Говоря о сроках, поставленных нашими Махатмами, 22 октября она пишет: «N… снялся с дозора, вошёл S… с приказами от … завершить всё в начале декабря. Ладно, Г. С. О. доигрывает свою последнюю большую игру». Здесь содержится намёк на смену Разумов, контролирующих тело Е. П. Б., и записи, сделанные различными почерками, это подтверждают. Подобная запись сделана и 14 ноября. В ней говорится, что мы должны приложить все свои усилия, чтобы отбыть, самое последнее, 20 декабря. А в её последнем абзаце также содержится: «O, Боги! O, златоликая Индия! Неужели это и вправду начало конца»? По тому же каналу 21 ноября пришли и другие срочные распоряжения: нам приказывалось начинать упаковывать наши чемоданы. Сопровождать нас в Индию хотели разные люди, а некоторые из них прилагали для этого усилия. Но в итоге в нашу компанию вошли только четверо – Е. П. Б., английская гувернантка мисс Бейтс, художник и архитектор мистер Умбридж и я. Двадцать четвёртого числа мы были в сборе, и на следующий день первый человек из нашего узкого круга, мисс Бейтс, отплыла в Ливерпуль, взяв с собой два чемодана Е. П. Б. Снова и снова приходили приказы ускорить наш отъезд. В письме о неожиданном выходе кого-то из членов Общества, Е. П. Б. восклицает: «О! эти жалкие молокососы! Когда же мы избавимся от них»! Кстати, в записи за следующий день (красным карандашом и большими буквами) она говорит о моей скорой готовности: «Его судьба зависит от того», будет ли наша оставшаяся мебель распродана на аукционе до 12 декабря; и распродажа действительно имела место 9 декабря. В тот день она написала: «Легла спать в четыре и снова была разбужена в шесть благодаря М., который запер дверь, и Дженни (домработница) не могла войти. Встала, позавтракала и пошла на встречу к Батери (оккультисту, связанному с Ложей Белого Братства). Вернулась в два и обнаружила на аукционе адскую склоку и ажиотаж. Все наши вещи ушли, как говорят в Америке, «за песню»4, … Пять часов вечера. Все ушли: Барон де Пальма, прощайте! Ужинали на доске шириной в три дюйма»!
   _______________
   4 – здесь американская идиома «for a song» – за бесценок, даром – прим. переводчика
   Затем последовал суматошный шквал посетителей, газетных статей и письменных ответов Е. П. Б.. Тринадцатого декабря я получил подписанное Президентом Соединенных Штатов рекомендательное письмо ко всем министрам и консулам США, а от Государственного Департамента – специальный паспорт, какой выдаётся американским дипломатам, и полномочия сообщать Правительству о коммерческих интересах, которые наша страна может преследовать в Азии. Позднее в Индии эти документы оказались полезными, когда в нас с Е. П. Б. заподозрили русских шпионов! Об этом нелепом эпизоде будет рассказано в соответствующем месте.
   В Дневнике я нахожу записи, в которых говорится, что в течение этих последних дней я почти не отдыхал, просиживая за написанием писем ночи напролёт, совершая стремительные набеги в Филадельфию и другие города, урывками питаясь тем, что можно было достать. И это всё под постоянный рокот приказов, настаивающих на отъезде не позднее установленного благоприятного дня – 17 декабря, в который мы должны были отплыть. В записях Е. П. Б. возрастало количество разных стилей (scratchy), и на странице за 15-е декабря я заметил два упомянутых ранее варианта её почерка. Это говорит о том, что её тело в один и тот же вечер занимали два Махатмы. Я купил фонограф Эдисона оригинального образца, и в тот вечер очень много наших членов Общества и друзей, среди которых был мистер Джонстон, посланный Эдисоном (отсутствующим по уважительной причине) в качестве своего личного представителя, говорили в трубку аппарата, оставляя сообщения для наших известных и неизвестных Индийских собратьев. Затем из цилиндра бережно достали и упаковали несколько листков фольги, должным образом помеченных для установления личности говорящего. Они до сих пор хранятся в Адьярской Библиотеке для потомков5.
   _______________
   5 – Совсем недавно, а точнее, в мае 1895-го года эти записи на фольге я послал в Лондонский офис Эдисона, чтобы посмотреть, можно ли перенести их на современные парафиновые цилиндры и, таким образом, сохранить их для будущих поколений. К несчастью, с ними ничего уже нельзя сделать, поскольку оттиски, сделанные голосами, стали почти незаметными. Очень жаль, так как иначе мы могли бы обладать копиями, снятыми с оригинала, и, таким образом, слышать сильный голос Е. П. Б., громко говорящий на наших местных собраниях по всему миру в «День Белого Лотоса», годовщину её смерти.
   В этих записях сохранился голос Е. П. Б. – очень пронзительный и записанный без помех, – мой собственный, мистера Джаджа и его брата Джона, профессора Александра Уайлдера, мисс Сары Коуэлл, двух мистеров Лаффан, мистера Клафа, мистера Д. Кёртиса, мистера Григгса, миссис С. Р. Уэллс, миссис и мисс Амер, доктора Дж. А. Вейса, мистера Шина, мистера Террисса, мистера Мейнарда, мистера Э. Джонстона, мистера О'Донована и т.д.. Все они были талантливыми, а некоторые довольно широко известными писателями, журналистами, художниками, скульпторами, музыкантами и другими деятелями.
   Семнадцатое декабря оказался последним нашим днём на Американской земле. Запись, сделанная Е. П. Б., гласит: «Великий день! Олькотт собрался... что дальше? Всё покрыто мраком, но спокойно». А затем большими буквами, подобно крику радости, вырывающемуся из сердца, выведено СВЕРШИЛОСЬ! В заключительном абзаце читаем следующее: «Олькотт вернулся в 7 часов вечера с билетами на британский пароход «Канада» и до 11:30 писал письма. Вечером были Кёртис и Джадж. Мейнард принимал Е. П. Б. [См. записи, всегда говорящие о ней в третьем лице], которая приходила к нему поужинать. Она вернулась домой в 9 часов. Он подарил ей кисет. Чарльз (наш большой кот) его куда-то задевал!! Ближе к 12 часов ночи Г. С. О. и Е. П. Б. простились с канделябром и поехали на пароход в экипаже». Так заканчивается первый том истории Теософского Общества, совпадающий с отъездом его основателей из Америки.
   За ним стояли три года борьбы, преодоления препятствий, частично воплощённых непродуманных планов, литературных трудов, предательств друзей, столкновений с противниками, закладки прочного фундамента для организации, которой в должное время было суждено послужить для объединения народов, даже не подозревающих о возможности её создания.
   
   КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
   
   
   * Учёт Филиалов проводится в декабре каждого года для годового отчёта Президента.
   Ибо это лучшая организация среди тех, которые они знали, или, во всяком случае, лучшая среди тех, которые знал я. Также мы заранее не знали, что ждёт нас в будущем. Слова Е. П. Б. говорят, что: «Всё покрыто мраком, но спокойно». Чудесный рост нашего Общества нам не мерещился даже во сне. Наш бывший сотрудник опубликовал заявление о том, что Общество умерло естественной смертью ещё до того, как мы перебрались в Индию. Однако на диаграмме показано, что уменьшившись почти до нуля, Общество начало возрождаться после того, как его административный центр переместился в Индию.
   На корабле, довольствуясь очень холодным и сырым бельём и без какого бы то ни было обогрева, под грохот снастей и барабанный стук лебёдок, поднимающих груз, мы пережили ужасные ночи. Вместо того чтобы рано отчалить, пароход тронулся с пристани только в 2.30 ночи 18-го декабря. А затем, упустив прилив, он снялся с якоря в Кони-Айленде и пересёк мелководье Сэнди Хук только в полдень 19-ого числа. В конце концов, мы начали скользить по голубой глади к нашей Земле Обетованной, и планы на будущее настолько переполнили моё сердце, что я не стал дожидаться на палубе, когда исчезнет из вида Навесинк Хайлэндс6, но спустился в каюту и на своей карте Индии начал искать Бомбей.
   _______________
   6 – Навесинк Хайлэндс (или Атлантическое Нагорье) – ряд низких холмов, расположенных вдоль Атлантического побережья США в районе Нью-Джерси – прим. переводчика


Связанные статьи




Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Комментарии пользователей

Мария Росс 06/04/2016 17:39:51
Скажите, пожалуйста, зачем Вы разместили в своей газете дневник англичанина, который указывает на недостатки нашей русской женщины, совершивший Величайший Подвиг?!

Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
14316
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
5789
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1096
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
8964
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
3837
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4066
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
14
16.09.2018
Пока не поздно
85
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
36
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
23
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
21
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
27
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
27
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
22
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
38
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
34
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
48
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
38
13.09.2018
Выставка ГМВ
68
01.07.2018
Сроки и Шестая Раса
408
29.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
190
28.06.2018
Детские клубы самоубийц
219
26.06.2018
ВЕСТНИК СЕРДЦА
159
25.06.2018
Г.С. Горчаков Стихи.
197
20.06.2018
Путь Подвига. Е.И. Рерих
181
11.06.2018
Конец Кали Юги
321
11.06.2018
КУДА УХОДИТ ЭНЕРГИЯ
417
11.06.2018
БУДДИЗМ – ИДЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
278
11.06.2018
МАХАТМЫ И РЕВОЛЮЦИЯ (К 100-летию Великого Октября)
205
11.06.2018
Создадим Новое образование (Обращение учёного совета Института человекознания)
281
06.06.2018
ВЕРНЫЙ УЧЕНИК Альфред Петрович Хейдок
222
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
312
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
258
29.03.2018
Обзор газеты №1 за 2018 год
349
14.03.2018
Обзор газеты №11 за 2017 год
327
09.12.2017
Обзор газеты №10 за 2017 год
549
08.12.2017
Обзор газеты №9 за 2017 год
454
03.12.2017
Обзор газеты №8 за 2017 год
490
30.09.2017
Обзор газеты №7 за 2017 год
693
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
844
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
104
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
94
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
88
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
115
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
97