Знамя Майтрейи
857

Е.И. РЕРИХ – ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА (2)

Реальность подобной натуры подтверждается и почти буквальным совпадением описанных Е.И. Рерих видений повседневного быта Ашрама Учителей или других пространственных сфер. Так, изображение на одном из натюрмортных листов предмета, по форме схожего с цилиндрическим раструбом, может быть понято как совпадающее с описанием прибора из Лаборатории Ашрама, данным Е.И. Рерих в записи 11 июля 1929 г. «Видение Руки Влад(ыки), державшей и двигавшей какими-то инструментами цилиндрической формы с расширяющимся дном. <...> Влад(ыка) дал объяснение видения. - Видение Урусвати наших сосудов для конденсирования праны - важный опыт».
   Изображение Луча на этом же рисунке может быть предварительно атрибутировано на основании двух записей Е.И. Рерих. На основании записи от 14 мая 1924 г. - как опыты с изобретенным в Ашраме Лучом, пропускаемым «через препарат Лития» для оздоровления атмосферы, для очищения слоев над Землею от бацилл «низких мыслей, которые заразительнее всех болезней». Опыты «пропускания мысли» через подобный Луч испытывают ее чистоту. «...Если мысль низкая, она под Лучом сгорает», и происходит дезинфекция пространства; мысль же одухотворенная озарится, зажжется, расцветет в прекрасное сокровище. На основании записи видения от 13 ноября 1921 г. изображение Луча может быть понято как наполнение организма Елены Ивановны Рерих мощью Излучений ее Учителя, силой Его спокойствия. «Рука Учителя являла из предмета цилиндрической формы лилового цвета электрических два синих луча поразительной красоты и силы, действие этих лучей ощущалось прикосновением по всему телу».
   Выразительный рисунок планет Солнечной системы буквализирует некоторые положения «Космологических записей» Е.И. Рерих, хотя он и далек от сухости традиционной научной схемы. В сияющем пространстве легчайшего света сердца системы - Солнца, где гуляет солнечный ветер, где проносятся мощные стрелы излучений Дальних миров и чуть слышно пролетают планетарные Духи (Логосы), где тончайшими касаниями (лучами, нитями) магнитных притяжений планеты соединены между собой в единую спиралеподобную цепь, Земля выглядит страшно и одиноко, отчужденная (огороженная) от Всеобщего Света глухой завесой угольно-черных пятен. Согласно Учению Живой Этики, этот плотный «коричневый газ» является следствием (плодом) крайне низкой энергетики деятельности ее преступно невежественного человечества. Зловещая тень летящей фигуры Люцифера - бывшего Духа планеты - встала между Землей и Солнцем, заслонив первую и угрожая второму. За спиной его Сатурн - знак его неизбежного поражения. Трагическим аккордом звучит этот композиционный центр рисунка. Лишь цветок Солнца слева и далекий Орион - созвездие Трех Магов - справа крепко держат диагональ пространства, уравновешивая его, да, как хрупкая надежда, возникают легчайшие вихревые кольца канала, соединяющие Землю с Юпитером.
   Натурой для рисунков служили и сферы символических образований, в которые, согласно Учению Живой Этики, оформлялись энергетические смыслы реальных Законов Бытия, напрямую, непосредственно не осваиваемые (не постигаемые) человечеством ввиду несоответствия вибраций, но знание которых необходимо для эволюционного развития. В будущем, говорится в трудах Рерихов, многие символы «развернутся» и будут заменены знанием «новой одухотворенной науки». Своей наглядной конкретностью рисунки словно отсылают к реальности невидимых (пока не познанных) миров, означенных символами.
   Таково изображение голубя в рисунке «Всем един». В христианской иконографии, как известно, голубь символизирует Дух Святой, который Един всему миру и всем мирам. Этот символ часто встречается и в записях Е.И. Рерих, в том числе в ее видениях. В одном из писем она поясняет его смысл в контексте энергетического мировоззрения: за символом голубя - Духа Святого - стоит реальность феномена так называемой психической энергии - вездесущей, всепроникающей, объединяющей человека и пространства всех уровней. Она - словно реализация образа «пути Голубя Небесного».
   Вверху анализируемого листа в нимбе, в обрамлении «зеркала» (овала), он - голубь - живой, быстрый, внутренне активный, готовый в любой момент прийти в физическое движение, устремиться: «засеменить ножками», подняться, взлететь, вспорхнуть и т.п. Здесь он как потенция пребывает в неких высших сферах, вызывая в памяти образ «Знамен Святого Голубя», встречающийся в текстах бесед Учителя. Ниже - он небольшой, геральдически изображенный в свободном пространстве листа, выразительно трепещет крылышками, разделенными внутри контура беглой зигзагообразной штриховкой, моделирующей «растопыренные», напряженные перья. Он словно остановлен, застыл на месте, парит над Землей, обозначенной горизонтальной линией позема, готовый в любой момент, по первому зову притяжения слететь в плотный физический мир.
   Символ Всевидящего Ока,- известный в христианской иконографии как Глаз, взирающий из пространства Небес или фигуры треугольника - знака миров, обладающих высоким уровнем сознания, в том числе Ашрама Учителей, «знака законченного решения», - в рисунке Елены Ивановны имеет, насколько нам известно, особый иконографический извод. На фоне сияющих в пространстве звезд (космических цветов) или стилизованных фигур Серафимов Всевидящий Глаз, данный Учителем в видении, - «Око являл Я» (6, 11 октября 1921 г.], - взирает на мир из пространства, лежащего за средокрестьем фигуры равноконечного креста, согласно Учению Живой Этики, символизирующего проявленную жизнь, распятие Духа, спустившегося на Землю, на кресте ее плотной материи. Реальность закона всеобщей причинно-следственной связи явлений, от которой невозможно укрыться никакими стенами, дверьми, замками, реальность закона инволюции - неизбежной жертвы Высшего ради продвижения (подтягивания) человеческого духа по пути эволюции - получила здесь свое визуальное воплощение.
   Среди символических образов, наблюдаемых Е.И. Рерих в видениях и служивших натурой для рисунков, были и целые развернутые картины, конкретные, иногда панорамные, изображения. Таков лист «Свет», где китайско-японский храм, древнерусская церковь и некое храмовое сооружение конической формы (юрта (?), раковина мусульманского айвана, взятая в ракурсе сзади (?), ступа (?)), стоящие в пространстве всхолмленной Земли, несут Свет единого для всех религий источника Знаний. Он обозначен дифференцированными лучами, исходящими из трех Небесных центров, Небесных фокусов,- возможно, Пояса Ориона, - объединенных, в свою очередь, каналом вихревых колец. Последние вначале уходят круто ввысь, а затем - по горизонтали, за пределы предметно-изобразительного пласта, растворяясь, тая петлей спирали в безпредельном пространстве белого.
   Иногда натурой для рисунков служили картинно развернутые, как будто вполне земные сцены видений прошлого, дней давно минувших. Таково прекрасное изображение Нила Столбенского на фоне дивного, точно схваченного северного пейзажа. Имя известного русского подвижника XVI в. Нила Столбенского, по гласу Богородицы поселившегося на острове озера Селигер, упоминается в тексте бесед Елены Ивановны с Учителем в связи с оформлением так называемой «главной комнаты» официального американского представительства Рерихов в Нью-Йорке: «По углам хорошо поставить Франциска Ассизского и Нила Столбенского» (из контекста ясно, что имеются в виду их скульптурные изображения). Зная, сколь велики были требования Учителя к энергетической организации интерьеров, упоминание имени русского подвижника свидетельствует о Его чрезвычайно высоком духовном статусе и близости Ашраму Учителей.
   Трудно удержаться, чтобы не сопоставить описание «портретных видений» 1919-1922 гг. и очень близких им по типажу, хотя и не тождественных, рисунков. Так, к изображению «Архат» можно было бы отнести следующие слова дневниковых записей Е.И. Рерих: «...явилась тонкая мужская голова с закрытыми глазами... как бы выточенная из слоновой кости; тип утонченного красивого китайца». «Поясная фигура в светлых одеждах; мужская, восточного типа, довольно тяжелая голова; сильно вьющиеся волосы спускаются в очень короткую курчавую бороду; глаза узкие, слегка приподнятые в углах, лоб широкий, шея короткая и сильно развитые плечи и грудь. <...> Впечатление необычайной силы, чего-то львиного».
   ...Таким образом, оставаясь в контексте философии космической реальности, можно сделать вывод: рисунки из графической коллекции Музея имени Н.К. Рериха отражают жизнь, но понятую (взятую) в ее многомирии, в бесконечной мерности; они списаны с натуры, но имеющей различные уровни духоматерии, сформированной из различных уровней вещества, с Мета-Натуры. Персонажи высочайшей утонченной энергетики предстают облаченными в сияющую оболочку тела Света, «тела Славы», как его называл Апостол Павел, в сублимированную ткань материи Люциды (например, «Архангел Гавриил»). Предметы и явления, энергетически менее тонкие, вспыхивают и сияют в искрах материи Фохата (таковы символические знаки в виде звезд, цветов и т.п., заполняющие фоны рисунков). Наконец, изображения персонажей более грубой энергетики предстают в облачении более плотной материи («Голова мужчины»).
   Автоматическое письмо, автоматическое рисование представляет собой ручной способ исполнения. В традиционном обыденном смысле простое автоматическое рисование или письмо рождается в состоянии расслабленности воли, пассивности сознания рисующего или пишущего, который держит карандаш над чистым листом бумаги до тех пор, пока рука как бы сама собой, - а в действительности согласно энергетическому мировоззрению, по прихоти принимаемых им (созвучных ему) волн жизни, - не пойдет что-либо чертить по листу. «Простое автоматическое письмо не затрагивает высших центров; при этом чисто физическом процессе воздействие происходит на центр руки при молчании высших центров».
   Оно сродни спиритическим сеансам. Приведем несколько записей бесед с Учителем, сделанных Е.И. Рерих в 1921 г., - записей, которые неопровержимо свидетельствуют о вынужденном и временном (!) характере этих сеансов в жизни Рерихов, ибо Рерихи шли, повторим, в условиях «чрезвычайных обстоятельств», крутым подъемом по вертикальной стезе восхождения, под руководством Учителя. «Знайте, веду кратким путем к знанию, труду и счастью». «Ваша техника будет особая, не для физических явлений», - предупреждал Учитель. «Не увлекайтесь движениями (стола. - О.У.)». «Временно прекратить сеансы. Они не развивают». «Учитесь мыслить...». «Мудрости голос отворяет двери неизвестного». «Ручной способ - первая ступень». «Ручной способ должен потом смениться языком сердца». «Услышите духом», «Мои друзья, пройдите скорее первые ступени и чистые восходите во славу Родины». Ибо «рука ощущает толщину ткани - так дух должен отличать глубину событий». Однако вернемся к рисованию. Даже оставаясь в рамках традиционного искусствоведения, нетрудно обнаружить конкретные визуально-стилевые признаки, которые характеризуют «простое автоматическое рисование». О некоторых из них пишет Е.И. Рерих в одном из своих писем. Это «отсутствие индивидуального стиля», а следовательно, механический набор самых разнородных графических приемов. Это - художественно невыразительная, однообразного нажима линия. При автоматическом рисовании исполнитель не знает, что должно получиться в результате его рисования, так как внутри него отсутствует образ-замысел произведения. Наконец, в этих рисунках «отсутствует красота», «несмотря на всю необычность и силу манифестаций психической энергии, явленной насильственно, под воздействием даже Высшей Воли», т.е. под воздействием несгармонизированной, а значит, чужой (чуждой) рисующему воли.
   Среди рисунков в коллекции Музея имени Н.К. Рериха нам известен только один, очень похожий на «простое автоматическое рисование», - «Башня Чунг». Рука здесь, безсознательно блуждая, «ковыряет» форму, идет грубыми резкими тычками и почти не находит предмет изображения.
   И, наконец, еще один способ рисования Мета-Натуры - рисование «под Лучом», в пространстве Высшего Луча. В контексте философии космической реальности, как она изложена в наследии семьи Рерихов, письмо, рисование или жизнь (!) «под Лучом» - это наивысший из возможных в земных условиях этап развития «физиологии духа» человека. «Под Лучом», «в Луче», «по Лучу», «в свете (на волне) Луча» - это значит в нерушимой связи, единстве, созвучии с вибрацией Учителя, с ритмами Космических просторов.
   Луч несет в себе часть Духа Учителя, Его Лик - своеобразную «проекцию» Духа в пространстве. Он очерчивает круг возможностей, открывающихся перед человеком. «Получение идет по Лучу». На волне Луча идет восприятие, познавание, насыщение сознания тончайшими энергиями, когда «невидимое превращается в видимое, беззвучное- в зримые формы и слова». В свете Луча «открывается таинство сущего». Но духовный аппарат человека, его огненный аппарат, в силу закона магнитных притяжений способный черпать мощь Луча безпредельно, однако, все же не может коснуться его глубины, ибо она уходит далеко в космические пространства. Идти «по пути Луча» - значит ступить за порог врат, ведущих в мир как Безпредельность.
   При рисовании «под Лучом» оказываются задействованы, выведены из латентного состояния не личное подсознание, а высшие духовно-психические центры человека. «Луч будит нашу «чашу» (высшие накопления духа человека. - О.У.), - пишет Е.И Рерих, - и оттуда встают те образы-символы», в которые облекается посылаемое знание, неотложно необходимое для данного конкретного этапа духовного развития человека. Энергетика Луча находит и высвечивает это знание, внося вместе с тем в него и новую окрашенность, соответствующую новому времени. Намагничивая оболочку человека магнетизмом Высших сфер, Луч приобщает его к этим сферам и дает возможность духу подниматься, минуя магнетизм сфер низших.
   Изобразительную стилистику таких рисунков отличает сохранение индивидуального слога, - можно сказать, узнаваемость манеры рисования, - «наплыв мыслей (образов. - О.У.), с которыми едва можно справиться»... При таком рисовании образ встает (рождается) и живет (!) в сердце художника. Е.И. Рерих не раз замечала в своих записях, что видение находится внутри нее, в области солнечного сплетения. Ведя процесс рисования, сознание художника удерживает этот образ в себе.
   Наконец, в этих рисунках живет (!) красота, это утонченное сочетание утонченных принципов. А значит, в их создании участвует сознание, высшие центры человека, которые одни только и дают ему высшую жизнь. Деятельность высших центров всегда проявляется как Красота. В рисовании «под Лучом» можно говорить об «осаждении», но не том простом, механическом процессе, который описывался выше, а об осаждении как коагуляции (грануляции) на листе вещества Луча, его «лучистой материи», концентрирующейся в процессе сознательного творчества Красоты в творениях искусства.
   Такой рисунок становится документальным свидетельством всей возможной полноты рисуемой Мета-Натуры. Линия здесь многообразна и художественно выразительна. Как отмечалось выше, она легко творит разные пространственные планы, глубины, ловит нюансы переходов объемов. Начинаясь со сложномоделируемой точки плоской спирали, через энергетику вихревых космических колец линия проникает в мир Акаши, вызывая к жизни, моделируя лики истории, в Жизнь Братства Учителей, раскрывая Ее повседневность, в пространство Дальних миров, - вспомним рисунок планет Солнечной системы. Минуя все преграды, на едином дыхании линия возносится в сферы, где рождаются формы. Тончайшими, почти безтелесными касаниями она наслаивает, создает, «означивает» форму тонких оболочек предмета и плотным, решительным росчерком завершает формирование его вещного тела. В этой линии живет полная скоординированность руки и сердца исполнителя с многоуровневым строением различных тел предмета. И надо сказать, что в музейной коллекции таких рисунков большинство.
   Думается, рассмотренный материал позволяет атрибутировать (классифицировать) исследуемые рисунки не как «автоматическое рисование», но как «творчество под Лучом». В этой связи и проблема их авторства может быть понята в терминах Е.И. Рерих как «двойное» рисование, как творчество исполнителя и вдохновлявшего его Учителя.
   Уникальность графической коллекции, как отмечалось, ставит перед исследователем и проблему целей, смыслов, функций рисования Е.И. Рерих в 1920—1930-х гг.
   В пору сильных энергетических движений, когда открывались, чтобы огненно преобразиться, нервно-психические центры Елены Ивановны Рерих, «чистое искусство» стало для нее «достоверным сообщением лучезарного явления Духа. Через искусство имеешь Свет!» - обращался к ней Учитель. Это был полнокровный живой органичный путь практического освоения энергетики пространственного провода Ашрама Учителей, а через него - и Дальних миров.
   В ассимиляции этих Лучей был заключен дар ее всепонимания.
   В этой работе пробуждался и утончался весь ее организм, его аппарат привыкал к напряжению Общения с высочайшими состояниями материи, переставал «коченеть», давать «сме-тельные разрывы», ибо земная плоть трудно сочетается с высшими огнями духа.
   Рисование облегчало и ускоряло духовно-энергетические процессы. Визуализация «под Лучом» учила сосредоточению, умению не отвлекаться ни на что другое, устойчиво сохранять достоинство, мужество и бодрость духа: не раздражаться, не сомневаться, не умалять себя; учила находчивости, пониманию являемого и - шире - распознаванию в целом; помогала избегать плутаний и т.д. С другой стороны, рисование «усмиряло» нетерпение, повышенную экспрессивность устремления к огненному подвигу, чтобы не сгореть, не испепелить свою физическую оболочку. Таким образом, рисование вносило в многомерную жизнь Е.И. Рерих столь необходимое ей равновесие. Пробуждая образы давних встреч, рисование способно было всколыхнуть прошлые духовные накопления, раскрывало уже имеющееся, но временно скрытое знание духа и укрепляло его. В очерке «Огненный опыт» Е.И. Рерих отмечала слова Учителя: «Почему важно Урусвати (так Учитель называл Елену Ивановну, - О.У.) возрасти знание духа? Несколько раз уклонялась в сторону земных знаний. Но без знания духа передавала невольно результаты знания врагу. <...> Воплощаясь на этот раз, дух хотел не забыть знание духа. <... > Потому, чтобы принести народу опытные знания, дай хоть короткое время на расцвет знания духа».
   Отбирая из прошлого Е.И. Рерих для рисования не мертвые, глухие, но эволюционные, т.е. способные к творчеству новых форм, образы, «зерна», Луч Учителя прокладывал пути, закладывал качества, необходимые для ее будущей деятельности. Рисунок «Предок Н.К. Рериха» укреплял связь с Николаем Константиновичем, столь необходимую для творческого единства двух начал - мужского и женского; повторяющийся (варьирующийся) в листах облик Акбара будил воспоминания о его любимой жене и таким образом укреплял связь с Учителем; изображение Шри Шанкарачарьи - духовного Учителя, восстанавливавшего утраченный авторитет Веданты в стране священных Вед, в известном смысле прокладывало путь к книге Е.И. Рерих «Основы буддизма»; образ Архангела Михаила - Предводителя Небесного воинства - закалял в ней дух Воина Света и т. д. Наконец, смыслы видений и рисования согласно им могут быть поняты и в контексте трех родов Указаний, которые давал Учитель и о которых пишет Е.И. Рерих. «Даю вам Учение, кармические сообщения и Указы. Учение пригодно для всего Мира. <...> Кармические сообщения в заботе и в любви о вас. Мы даем предупреждения и позволяем вам встретить волну кармы со знанием. Потому не удивляйтесь, если знаки о карме не всегда вам понятны. Указы всегда понятны и должны исполняться без промедления. Также и в видениях имеете все три рода Указаний, но кроме них еще знаки личного сознания, объединенного».
   Действительно, в рисунках встречаются пластические образы, визуализирующие некоторые важные положения Живой Этики, - таков рисунок «Свет». Есть, как мы писали, и прямые тексты, вошедшие в Учение и особенно усиленно звучащие для Е.И. Рерих, будучи подчеркнуты (повторены, закреплены, утверждены) ритмами визуального образа. Здесь и кармические сообщения - например, портретные образы прошлых встреч; и указы - таков лист «А вы не убивайтесь и уповайте»; и знаки личного сознания - например, световые звезды («Что означают видимые звезды во время беседы? - Знак общения», цветы, некоторые символические знаки.
   Все это не означает, что рисунки могут заменить или дублировать философское наследие Елены Ивановны Рерих. Они лишь свидетельствуют: и в процессе деятельности рисования Е.И. Рерих становилась как бы «мастью» Луча Братства Учителей, Его выразителем и носителем. «Вибрации наших объединенных аур, Урусвати, мощны, потому Наши огни сливаются в высшую гармонию. Да, да, да!», - констатировал Учитель в беседах, собранных Е.И. Рерих в книге «Безпредельность» и изданных в 1930 г. Нам пока не известна дальнейшая прямая изобразительная деятельность Е.И. Рерих - так, как она традиционно понимается: не известны ее живописные картины или графические листы - эти результаты рукотворной работы художника. Хотя намеки на зарисовки «виденного духовным зрением» встречаются в письмах Елены Ивановны даже в 1952 г.. Очевидно, в ее миссию не входило низведение образов Духа прямо, непосредственно в земное вещество, как это делали Николай Константинович или Святослав Николаевич Рерихи. С этой точки зрения ее изобразительная (визуальная) деятельность как бы останавливалась на полпути, на неком рубеже, была словно «недопроявлена». И действительно, ее чуткость к тонким высшим энергиям и мыслеобразам касалась тонких струн, тонких состояний «арфы духа» тех, с кем она вступала в общение, давая им импульс, вдох, вдохновение на опредмечивание и реализацию этих психоформ в плотном мире земного творчества. Начиная с 1910-х гг. она участвовала в изобразительной деятельности Н.К. Рериха, а позже и С.Н. Рериха, транслируя через них свой визуальный опыт. Ее замыслы, ее живые наблюдения реальности Мета-Натуры были реализованы (сублимированы) в таких шедеврах, как, например, «Ангел Последний», два варианта картины «Матерь Мира» (1924) Н.К. Рериха и написанное гораздо позднее полотно «Возлюби ближнего как самого себя (Господом Твоим)». С.Н. Рериха и др. Как Учитель творил через Елену Ивановну Рерих Новую Эпоху, Новое Небо, Новую Землю, Нового Человека, так и Елена Ивановна творила через очень близких ей по энергетике мужа и младшего сына. И, судя по ее записям, она понимала это и делала под Лучом Учителя совершенно сознательно. «На этот год довольно работы,- говорил ей Наставник. <...> Первое - Книга, второе - музей, третье - школа и детские классы, четвертое - образование наследников. Работы больше, чем вместить. - На замечание Елены Рерих, что ко всей этой работе еще написать три картины.-Чую, что щадить надо». Что означало это дополнение? Учитывая, как отмечалось, отсутствие ее произведений подобного рода, а также помня замечание Николая Константиновича о том, что под его картинами можно было бы поставить два имени: мужское и женское, его и Елены Ивановны, - можно предположить, что здесь шла речь о ее особом участии в создании полотен мужа, которые он писал в это время. Перед нами наглядный пример «двойного творчества».
   Ее «видения» в годы осуществляющегося «огненного опыта» стали своеобразным видом живописно-пространственной деятельности - живописно-пластическим творчеством в материи Света. Она сама стала полем (пространством) Иеровдохновения, ибо вошла в цепь Иерархии Света, «сияющую жемчугом междупланетным». Ее качественно новая визуальная деятельность показала, что феномен «Музы», о котором так часто свидетельствовали художники, — не потрепанная мифологема, не красивая заезженная метафора, не пошлая выдумка, но живое бытийное явление, абсолютно необходимое во всяком высоком творчестве. Думается, дальнейший внимательный анализ визуальной деятельности Е.И. Рерих, в частности ее рисунков, позволит высветлить многие «темные пятна» в современной науке о творческом процессе.
   В заключение отметим, что каждая эпоха имеет свой способ отношения, свою меру фрактальности видимого и невидимого, сакрализованного и презентируемого, меру, которая разворачивает потаенное в предметный план, в том числе и в предметы изобразительного искусства. Так через поляризацию манифестируется целостное единство Мира.
   В XX в. деятельность Е.И. Рерих ввела новый тип, новый способ, новую меру отношений сокрытого и явленного. Она существенно раздвинула границы видимого и невидимого, стирая их прежнее трагическое отчуждение. Она вынесла (перенесла) эту разделительную черту далеко за пределы, доступные современному традиционному знанию. И если живопись Николая Константиновича или Святослава Николаевича Рерихов визуализировала вибрации цвета, искры Фохата или Материю Люциду (интересно, что Учитель называл С.Н. Рериха «Люмоу»), то графика Е.И. Рерих, - по меткому замечанию М.Н. Чирятьева, - оказывалась ближе математике - материально-энергетическому пространству Числа, числовой пропорции, выраженной в Числе музыкальной гармонии сфер.
   Ее рисунки - формы выражения ее Духа - выходили за грань привычного геоцентризма в новые области космического пространства, в многомерный мир новой, одухотворенной сенсорики и художественно осваивали ноуменальные сферы, миры духовных сущностей, мыслеформ, миры тонкой психожизни. Сама техника, сам способ их исполнения фиксировали переход из сфер потенциальных состояний в пространство осуществленного земного формообразования.
   Это был художественный космизм.
   
   Каталог «Живопись и рисунок» Т. 2, печатается с сокращениями.
   
   О. Уроженко, г. Москва




Темы уроков: Символизм

Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3732
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9226
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4197
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7757
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2839
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2306
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
162
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
184
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
148
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
240
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
334
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
429
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
361
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
459
22.02.2017
Размышления о Культуре
512
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
612
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
891
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
702
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
754
25.01.2017
Суровость Подвига
661
20.01.2017
Овладение психической энергией
950
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
784
11.01.2017
О женственности
798
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
804
04.01.2017
Несколько слов о Детке
818
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
782
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1150
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1067
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1347
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
38
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
42
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5431
11.03.2016
Обзор газеты №1 за 2016 год
2383
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
304
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
299
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1884
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
431
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
586
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
920
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
585