Знамя Майтрейи
1432

Богиня Знания и Краса-ты

Е.И. Рерих
   Портрет Елены Ивановны Рерих был написан ее сыном Святославом Николаевичем по настоятельному требованию Великого Учителя, давшего через нее Агни Йогу - Учение Новой Огненной Эпохи, которое должно явиться мостом спасения для ищущих служения добру душ. Позже Н.К. Рерих напишет: «Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления, портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».
   Художник изобразил Елену Ивановну в ее рабочем кабинете - мы видим стол, кресло, полки с книгами и таинственный пейзаж со скалой, водопадом с сумраком тропического леса, причудливо выгнутые стволом дерева, на котором сидит загадочная птица с пышным хвостом. Сквозь листву просвечивают красные пагоды. Портрет, написанной маслом на холсте, имеет почти квадратные размеры как известно, квадрат является символом духовной устойчивости, равновесия, он есть символ нашего земного мира, а также символ человека, достигшего безсмертия. Портрет поясной, статичный, но наличие нескольких планов на картине, ее композиционная глубина позволяют нам ощущать, сложную глубину художественного пространства картины. Конечно же, наше внимание сперва целиком и полностью привлечено к удивительно утончённой духовной красоте женщины, ее открытый ищущий взгляд карих глубоких глаз устремлён прямо в глаза зрителю - в этом взгляде как бы таится вопрос: кто ты? - любопытствующий или же ищущий духовных знаний и приложения их?
   Наш взгляд скользит по прическе Елены Ивановны: красивые пряди волос с намечающейся сединой уложены в форме плоской спирали. Известно, что спираль является символом огня. Конец пламени изображался древними как плоская спираль, тем самым Святослав Николаевич подчеркивал огненный характер миссии Елены Ивановны: «Урусвати, огни тобою возженные, не только являют Агни Йогу, но размера Космического. Огни дают тебе ту силу лучей, нужную для бытия безпредельного («У порога Нового мира»). И там же: «Самое великое достижение явлено нашей Урусвати, и много высоких духов сгорали от невозможности вместить все огни в земной оболочке». Форма прически достаточна необычна: она исполнена в виде так называемой ушниши. Собранные таким образом на темени волосы в пучок символизируют раскрытие мозгового центра и являются знаком достигнутого просветления, характерного для Архатов.
   Далее мы обращаем внимание на одежду, в которую одета Елена Ивановна. На ней золотистого цвета шелковый халат, рукава и ворот его оторочены черным мехом. Вспомним, что древние еще считали золотистый Свет символом «Божественного начала, огня и истины».
   Далее мы замечаем на груди Елены Ивановны, на сердце, розу. Роза в символизме имеет много самых высоких духовных значений. Она и символ знания духа, она и символ сердца и совершенства, символ тайны. В «Записях Учения» сказано: «Урусвати, имя твое древнее, и начало духа твоего шло дважды через цветы. Воплощение цветами не часто.
   Иные стремятся к более громоздким формам деревьев, но прелесть цветов не всегда доступна, чтобы дважды обратиться к ним. Мудро переждать некоторые воплощения посредством цветов.
   - Какими цветами была я?
   - Лилией и розой. Так путь красоты сокращает дорогу, - из беседы Елены Ивановны с Учителем.
   Опять же отметим, что роза имеет спиралевидное строение. В Учении Огня достаточно много сказано о «спирали космических событий», о «спирали духотворчества», «спирали воли», «спирали творчества Архата». Именно, огненная энергия спирально движется во Вселенной, сама эволюция развивается спирально. Как сказано в Учении, «Творчество духа Урусвати создает сияющую спираль».
   Все, что лежит на столе перед Еленой Ивановной, имеет свой большой смысл. Так, здесь чуть в сторонке лежит вторая роза. Что бы это значило? Скорее всего, это означает, что Елена Ивановна передает духовное знание другим, каждому можно воспользоваться ее духовным огненным опытом.
   Обращает внимание изящная рука Елены Ивановны с кольцом и браслетом. Как известно, кольцо - символ ученичества, и оно, скорее всего, наделено теми многими психическими свойствами, о которых упоминается в Учении (книга «Озарение»). На запястье правой руки надет серебряный браслет, на котором заметен знак триединства.
   Помимо розы, на столе перед Еленой Ивановной мы замечаем два предмета - ларец и книгу. Известно, что в такой шкатулке хранился таинственный камень. Про камень сказано следующее: «Камень, упавший с Ориона, хранится в Братстве. Осколок его посылается в Мир сопутствовать мировым событиям и своею внутреннею магнетической силой держит соединение с Братством, где лежит главное тело Камня». В 1924 году Владыка сказал Елене Ивановне следующее: «Урусвати, надо приобщить камень к твоей сущности, камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь со своим сужденным путем». Камень содержит некое вещество, помогающее хранить вибрации с дальними мирами.
   И еще сказано, что «явление камня сопряжено с женским началом». О Камне - Сокровище Мира - подробно рассказывается в нашей газете.
   Привлекает наше внимание книга. Символика книги многозначна, но мы выделим всего два. Это то, что книга указывает явно на Учение Огня - через Елену Ивановну давались книги Огненного Учения, а также известно, что символ книги связан с так называемой «книгой жизни» человеческого существа. Жизнь человека сравнивается с книгой. Но на столе книга закрыта - значит, земные жизни Елены Ивановны завершены, а вот на одном из портретов Николая Константиновича он изображен с раскрытой книгой - значит, ему еще приходить на Землю и выполнять Поручения Белого Братства.
   В одной из книг В.М. Сидорова есть диалог его с Людмилой Живковой, в котором она подтвердила, что Николай Константинович через семь лет после своего ухода воплотился в России. Это примерно 1954 год. Он занят сейчас защитой чистоты учения Огня и духовным строительством.
   Елене Ивановне в «Записях Учения» предсказана работа в Дальних мирах. Елена Ивановна рассказывала о своем портрете следующее: «Портрет мой очень красочен. С правой стороны портрета помещается очень древнее каменное (должно быть, из базальта) изображение Кришны. «Урусвати знает, как каждый из Нас в разных проявлениях способствовал делу мира. Вы помните Орфея Индии, который дал людям умиротворяющие мелодии». Также и Кришна не учреждал браманизма. Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древние времена самой высокой... Кришна был царского рода, и сам был царем, и все его Учение проникнуто благородным мужественным духом и кульминировало в форме прекраснейшей поэмы, посвященной битве на поле Курукшетра. Все легенды о Кришне, как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на лютне в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии.» «Именно образ Кришны так напитал и сложил сознание страны! Конечно, Его позднейший аспект в виде пастуха мне чужд, но, как Водитель на поле битвы, Он трогает все струны сердца. Какой другой Образ может принять Водительство на смене Цикла, самого тяжкого из всех бывших, на смене расы?! ...И здесь Кришна - возничий Арджуны, перед битвой на Курукшетре являет себя как Высшее Божество и излагает высшую духовную философию».
   Что касается пагоды на дальнем плане, то, прибегая к словарю символов, можно сказать, что они символизировали «архитектурный символ Будды, Его восхождения к небесам по ступеням духовного Просветления». Такие пагоды обычно строились на возвышенных местах в окружении зелени. Достаточно будет сказать, что в одном из своих воплощений Елена Ивановна была дочерью Благословенного Будды.
   Еще можно отметить необычную птицу. В мифологии птица является символом духа, а также символизируют любовь богов, пославших эликсир безсмертия человечеству.
   Еще нужно сказать несколько слов о цветовой символике портрета. В верхней части преобладают холодные изумрудно-синие тона. Такой цвет в христианстве есть «цвет Святого Грааля», «цвет Троицы и Откровения», а в буддизме - это «цвет жизни». Синий цвет традиционно связывается у нас с цветом неба и символизирует собой истину и дух. Нижняя половина картины выдержана больше в золотистых цветах. Золотистый цвет символизирует огонь, а также высокое интеллектуальное развитие.
   Так сын Елены Ивановны Святослав Николаевич оставил документально-художественный образ самой выдающейся женщины ХХ столетия, трудами которой в сотрудничестве с Иерархией Сил Света было заложено основание Нового Мира - Мира Культуры. Великий Учитель так сказал о Елене Ивановне ей же самой: «Нет более чудесной сказки сейчас на Земле, нежели около вас». Остается только добавить, что эта «сказка» в действительности была самой правдивой Реальностью.





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.12.2015
О новом воплощении Рериха
15308
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
6169
02.12.2017
Ваши предложения Президенту Новой России
1384
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
9230
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
4083
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
4406
27.01.2019
Обзор газеты №1 за 2019 год
101
08.01.2019
Обзор газеты №11 за 2018 год
77
02.01.2019
Обзор газеты №10 за 2018 год
77
31.12.2018
Обзор газеты №9 за 2018 год
93
29.12.2018
Обзор газеты №8 за 2018 год
77
18.12.2018
Обзор газеты №7 за 2018 год
96
10.12.2018
Нацизм по-украински
140
10.12.2018
НЕ ДАВАЙТЕ СЕРДЦАМ ОСТЫВАТЬ!
108
10.12.2018
МАТРЁШКА
128
09.12.2018
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ – ЭПОХА РОССИИ
127
09.12.2018
Инквизиторы от Академии
98
08.12.2018
ПАРАЗИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
140
08.12.2018
Нужен налог на курение
101
08.12.2018
ТЕЛЕГОНИЯ
133
07.12.2018
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВСЕ....
159
07.12.2018
Русский язык и генетика
103
07.12.2018
Неблагодарные дети
136
06.12.2018
ТВОРЕЦ МЕДИЦИНЫ БУДУЩЕГО
112
06.12.2018
СЛЕДОВАТЬ ИЕРАРХИИ
115
06.12.2018
Интервью с Д. Энтиным
136
09.11.2018
Обзор газеты №6 за 2018 год
163
06.10.2018
Обзор газеты №5 за 2018 год
233
15.09.2018
16. 'Письма А.П.Синнетту'
116
15.09.2018
14. 'Личные мемуары Е.П.Блаватской'
53
15.09.2018
15. 'Оккультный Мир Мадам Блаватской'
63
15.09.2018
13. 'Ключ к Теософии'
67
15.09.2018
12. 'Из пещер и дебрей Индостана'
125
15.09.2018
11. 'Загадочные племена на Голубых Горах'
68
15.09.2018
10. 'Космический Разум' (1889-91,1893 гг)
69
15.09.2018
1. 'В Поисках Оккультизма' (1874-80 гг)
129
15.09.2018
2. 'Терра Инкогнита' (1880-82 гг)
240
15.09.2018
3. 'Смерть и Бессмертие' (1882-83 гг)
82
14.05.2018
Обзор газеты №4 за 2018 год
507
15.04.2018
Обзор газеты №2 за 2018 год
412
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
118
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
103
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
95
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
123
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
105