Знамя Майтрейи
844

Сколько раз читать Учение Жизни?

С.Н. Рерих. Священные слова. 1944.
   Многие люди, прикоснувшиеся к Учению Жизни, задаются вопросом: сколько раз, в течение какого периода времени и каким образом целесообразно читать книги Учения? При этом под Учением Жизни следует понимать не только Письма Махатм, труды Е.П. Блаватской, Рерихов, Учение Храма и основные религии мира, но и мысли многих писателей - классиков, философов, мыслителей всех времен и народов.
   Следует понять, что Учение Жизни - это не художественная литература, которую во многих случаях прочитывают лишь один-два раза, а серьезный и нужный учебник, и относиться к нему следует соответствующим образом, о чем неоднократно напоминается во всех книгах Учения Живой Этики.
   Могут спросить: сколько раз читать Учение? На это скажите: нельзя ограничивать, что любите. Можно знать наизусть, но всё-таки желать ещё раз прочесть. Новое прочтение может дать новое освещение. Многие полагают, что уже знают Учение, когда прочли его. Но лучшие Заветы остались неприменёнными. Безсердечное чтение мало помогает. Каждый день нужно твердить основы Учения. Следует перечитывать книги Начал и Основ. Нужно твердить самые основные истины, чтобы они вошли в сознание человеческое. Кто прочитал Учение лишь однажды, от такого прочтения не будет пользы. Только перечитывая его, можно заметить спиральное строение. Учение как бы возвращается к тем же самым предметам и почти касается их.
   Следует перечитывать книги Учения, ибо каждый день укажет новое приложение. Нельзя думать, что прочтенное однажды уже осталось в сознании. Не годен садовник, лишь однажды сад посетивший. Надо перечитывать Учение в разных состояниях духа. Не уставайте прочитывать Учение Жизни во всех веках его. Самая простая истина нуждается в повторении, иначе будет засыпана отбросами. Многие похваляются знанием Учения и не знают его! Им скучно перечитывать знакомые слова. Читающие пусть чаще проверяют своё понимание. Не только начинающие, но и все должны наблюдать своё сознание. Сознание должно быть всегда питаемо.
   Почему большинство людей должны перечитывать книги Живых Указаний? Одни скажут, что это давно им известно, но не примут к исполнению; затем они назовут Указания заоблачными и не применимыми на Земле. В третьем чтении они найдут, что, может быть, где-то имеются люди, которым полезны эти советы, и в четвертом повторении вспомнят и о себе самих. Надо повторять до рисунка на мозгу. Чтобы новые ученики могли усвоить Завет, сурово надо повторять данное ранее.
   Наши Учителя говорят, что они стерпят, если им скажут, что они говорят одно и то же. Во-первых, это неверно, ибо они никогда не повторяют, лишь углубляют или возвышают понятие, которое не вошло в сознание; во-вторых, каждый врач должен лечить язвы, пока не создастся здоровая ткань. Нужно читать и понимать проще Их Учение. Читающий, если не усвоишь, перечти, переждав. Главное, читайте и повторяйте, ибо часто оболочка ваша затемняет знание духа. Без повторности ничего не слагается, всякое нарастание требует повторных наслоений, без повторений ничего не усваивается. Сама память есть накопление нескончаемых повторений. Вся жизнь наша есть непрерывная цепь повторений.
   Книги Учения Жизни дают огромную пищу духу и знание, и вряд ли одной жизни хватит, чтобы изучить их как следует. Ни один человек не стал адептом Тайных Наук за одну жизнь - для этого потребовалось множество воплощений (Е.И. Рерих).
   Древнеиндийский философ Нарада говорил, что нужно изучать, чтобы знать, знать, чтобы понимать, понимать, чтобы судить (не в смысле осуждать). Но безсердечное чтение (а не кропотливое чтение) и даже заучивание мало помогает. Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги Учения. Такое умение нужно воспитывать, многие ли умеют читать и усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем, и внутренний смысл остаётся недоступным. Хуже всего притворяться, что понимаешь прочитанное однажды, но не усвоенное, то есть то, чего не понимаешь. Трудно с людьми, проглотившими Учение, как ложку похлёбки; от них можно ждать любого предательства и извращения. Особенно вреден человек, который много читал, но ничего (или мало) усвоил.
   Самое страшное сказать: «Мы уже постигли». Особенно печально видеть, как легкомысленно думают люди, считая, что они уже постигли. Можно прочесть много книг, но чтение без усвоения ещё не есть претворение.
   В одном из писем Е.И. Рерих пишет, что нужно больше читать и проникаться духом Учения. Пусть каждый день хотя бы пять параграфов будут прочитаны со всем вниманием и сердечным огнём. Нужно смотреть на такое чтение как на молитву, как на питание духа. При таком чтении окрепнет дух и многое облегчится. Читайте чаще книги Учения. Великую помощь и радость духа получите от усвоения их в новом понимании. Подчеркивайте в книгах места, которые вам в данное время ближе, и следите, как через некоторое время вам захочется подчеркнуть и другие. Один корреспондент пишет: «Каждый раз, что я перечитываю книги Учения, я изумляюсь, как мог я просмотреть и не подчеркнуть места, которые кажутся мне сейчас такими значительными». Только так мы можем замечать рост сознания. Полезно по прошествии трех или более лет вновь прочесть уже прочитанные книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.
   Для усвоения Основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватать отдельные слова. Нужно держать в сознании все нарастающие указания. Не помогут прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Мы говорим повторно - это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Пробежать глазами - еще не значит усвоить. Каждая страница содержит много мыслей. Ничто не повторяется, но каждое заполнение нуждается в осознании. Повторения не бывает, но происходит расширение мысли. Изучая Учение, не страшатся повторности, ибо спираль восхождения неизбежно пройдет над прежними утверждениями.
   Нужно возобновлять своё впечатление от прочитанного. Напрасно думают, что книга, прочитанная три года назад, не будет новой при следующем чтении. Сам человек изменился за эти годы. При обновленном кругозоре человек усмотрит новое содержание в книге. Чаще всего человек не желает помнить наиболее полезные наставления, которые мешают привычкам и не позволяют человеку не утруждаться. Какими мерами можно напомнить об ответственности и обязанности? Только повторением. Но люди не терпят неприятных повторений. Между тем они нуждаются в постоянных напоминаниях.
   Простое чтение книг Учения может дать лишь искусственное или внешнее расширение сознания. Каждая книга Учения содержит внутреннее задание. Но одно чтение не есть щит. Но даже простое продуманное чтение книг Учения принесёт свою пользу, ибо расширит сознание. Неблагоразумно выбирают отрывочные решения из прочитанных книг, происходит вред, и невозможно представить, куда проникнут такие ложные оповещения. Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Когда мы осознаем Учение своим внутренним существом, тогда мы немедленно изменимся. Должна быть особая радость претворения прочитанного.
   Некоторые люди стремятся получить только новое, не заботясь об усвоении прежнего. Не всегда можно доверять таким людям. Часто можно слышать требование чего-то нового. Такие требования исходят от людей, не знающих Основ. Они не желают устремляться к изучению. Даже если они когда-то бегло и просмотрели Писания, они не осознали смысла Учения. К чему Вам новое, пока не осознаете Основ?
   На книжном рынке и в библиотеках имеется огромное количество книг, которые можно отнести к случайным, но в которых многие люди находят что-либо «новенькое» по сравнению с книгами Учения Жизни. Почти сто лет назад в одной из книг Учения говорилось, что число печатных книг достигает ужасающего количества, но редко количество настолько расходится с качеством. Такое положение значительно обострилось в последнее время. Сенека советовал следить за тем, чтение многих писателей и всякого рода книг не произвело смутности и неопределенности в уме. Следует питать свой ум только писателями несомненного достоинства. Излишнее чтение случайных книг развлекает ум, отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читайте только книги несомненно хорошие.
   Близкие мысли приведены в круге чтения Л.Н. Толстого: читать бездарные и глупые книги модных писателей - это всё равно, как если бы человек, имея здоровую и питательную пищу, стал бы брать из помойной ямы очистки, мусор, тухлую пищу и есть их. Шопенгауер считал, что в писательстве (а в настоящее время в СМИ и телевидении) повторяется то же самое, что и в жизни. Большинство людей не умно, и поэтому разводится так много плохих книг и так много писательского сора (и плохих кинофильмов) среди немногих, хороших, такие книги отнимают у людей время, деньги и внимание. Плохие книги не только безполезны, но и вредны. Ведь девять десятых, а может, и больше всех книг только затем и печатают, чтобы выманить деньги из людских карманов. Потому лучше вовсе не читать тех книг, про которые много говорят и пишут. Людям надо стараться, прежде всего, прочесть самых лучших писателей всех веков и народов. Только у таких писателей можно чему-нибудь научиться.
   По поводу случайных книг хорошо сказано в Учении Жизни. Книги - как мимолетные мысли людей, надо избирать их. Многое лёгкое безполезно для получения знаний. Поэтому Учение Жизни предостерегает людей не раскрывать случайных книг. Не следует бросаться к разным источникам ранее усвоения Основ. Людям целесообразно задуматься, стоит ли потратить свою жизнь на то, чтобы прочитать что-либо «новенькое», не изучив Основы Учения.
   Особенно печально видеть, как легкомысленно думают люди, считая, что они уже постигли. Можно прочесть много книг, но чтение еще не есть претворение. Многие считают, что совершенно достаточно механическое познавание, но оно не приведёт людей к преображению жизни. Учение можно знать наизусть, но оттого следствие не приблизится, можно указать, как некоторые именно после прочтения всех книг оказывались как бы ничего не приобретшими - Учение без его приложения безполезно. От поверхностного чтения книг Учения надо перейти к действию.
   Некоторые люди считают, что им слишком трудно даётся понимание Учения Жизни, и полагают, что оно не для них. Но если в этом воплощении им не начать изучать и усваивать в Учении хотя бы то, что им близко и понятно, то в следующем воплощении они придут к необходимости познавания того, что они могли понять уже сейчас, в этой жизни, вместо углубления и расширения знаний даже того малого, что ими уже понято. Е.И. Рерих напоминает, что Учение дано всем, и нужно брать и изучать в нём столько, сколько можете. Кому трудно даётся понимание Писем Махатм и Тайной Доктрины, тем пока достаточно понять и изучить хотя бы часть Учения Живой Этики, что уже поможет им смотреть по-новому на жизнь в плотном и тонком теле.
   В заключение можно сказать, что людям, действительно стремящимся совершенствоваться, а не топтаться не месте или двигаться по пути инволюции, необходимо до конца своей жизни внимательно изучать и воплощать в жизнь Учение, и не считать, сколько раз они его прочли, и помнить, что изучать Учение - хорошо, но претворять его в жизни каждого дня намного лучше.
   
   Виктор Дорошенко, г. Знаменск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Открытие Академии гомеопатии в г. Уфе ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

26.02.2016
Просим оказать поддержку Государственному Музею Рерихов в Москве
3817
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
9547
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
4283
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
7808
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
2894
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
2414
03.06.2017
Обзор газеты №6 за 2017 год
73
08.05.2017
Обзор газеты №5 за 2017 год
213
04.05.2017
ОСТАНОВИТЕСЬ!
257
22.04.2017
Обзор газеты №4 за 2017 год
194
19.04.2017
МЦР - чисто российская история
307
14.04.2017
Д.Попов. К вопросу об исполнении Российским государством своих обязательств перед С.Н.Рерихом
387
20.03.2017
Страсти вокруг МЦР
472
17.03.2017
Обзор газеты №3 за 2017 год
399
22.02.2017
Беседа №1 Нам это не подходит
498
22.02.2017
Размышления о Культуре
560
19.02.2017
Обзор газеты №2 за 2017 год
669
03.02.2017
Ответ почётному посетителю МЦР
949
30.01.2017
Обзор газеты №1 за 2017 год
753
26.01.2017
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ-4-16
817
25.01.2017
Суровость Подвига
692
20.01.2017
Овладение психической энергией
1060
19.01.2017
Куда уходит энергия украинцев?
842
11.01.2017
О женственности
854
04.01.2017
Удивительные аппараты Леонардо да Винчи
854
04.01.2017
Несколько слов о Детке
871
25.11.2016
Обзор газеты №11 за 2016 год
805
16.10.2016
Обзор газеты №10 за 2016 год
1175
29.09.2016
Обзор газеты №9 за 2016 год
1088
15.09.2016
Обзор газеты №2 за 2016 год
1404
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
32
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
39
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
48
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
41
23.04.2016
Прививки в вопросах и ответах
5555
23.02.2015
БУДДИЙСКИЙ КАТЕХИЗИС
310
27.08.2014
В. М. Сидоров «Рерих и Ленин»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Васюганский перекресток»
27.08.2014
Г. С. Горчаков «Краса-та»
307
03.02.2014
По тропам Срединной Азии
1903
30.12.2013
Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному
437
30.12.2013
Рерих С. Н. Искуство и жизнь
590
30.12.2013
Рерих Н. К. Собрание сочинений - 1914
932
30.12.2013
Рерих Н. К. Сказки
592