ЕЩЁ РАЗ О «ГРАНЯХ»

ЕЩЁ РАЗ О «ГРАНЯХ»

Входите тесными вратами, ибо широки врата, открытые в погибель.

Евангелие от Матфея, 7,13

Побудительной причиной написания этой статьи явился материал «О Гранях», контактёрах и астральной клюкве», помещенный в седьмом номере «Знамени Мира» 1997 года, и последующие публикации на эту тему. Соглашаясь с позицией редакции относительно «Граней Агни Йоги» П. И Абрамова, мы хотели бы полнее раскрыть суть вопроса, сформулировать основные причины несостоятельности этого произведения в его претензии на продолжение и дополнение Учения Живой Этики. Это необходимо сделать для того, чтобы объяснить людям, ошибочно принявшим «Грани» за продолжение Великого Откровения (а таких довольно много), почему редакция выступила в столь резкой форме против этого труда.

Найти явные ошибки, противоречия Учению в «Гранях» очень трудно, главным образом, из-за скопированной лексики Учения, пространности тем и отсутствия чётких формулировок. Под чёткой формулировкой и ясностью темы мы понимаем объективность излагаемого предмета и совершенное его понимание автором. Поэтому в оценке книги Абрамова нужно исходить либо из личных ощущений, возникающих при её чтении, либо из общей целесообразности и логичности её существования.

Сначала о личных ощущениях. Ощущения при чтении «Граней» совершенно иные, чем при чтении самого Учения. В книгах Учения Живой Этики излагаются категории, превосходящие обыденное сознание, и каждый параграф подразумевает во много раз больше, чем письменно открывает. Каждый параграф говорит о возможностях сознания человека, о будущих его достижениях, открывает бесконечность вопросов бытия и может единственный послужить темой многочасового разговора. Каждый параграф — лишь часть, крупица безконечного Знания, и чувствуешь, что Великий Махатма знает и ведает абсолютно всё; но при этом, что очень важно, отдельные параграфы не являются фрагментами, набором фактов, узкой проблемой. Наоборот, кажется, что ведёшь нескончаемую беседу с мудрейшим в мире собеседником, при этом чувствуешь меру ограниченности собственного сознания. В любом случае ясно понимаешь, что Учение – изложение обширного цельного Знания, и отдельные темы связаны со всеми остальными единством концепции могучего и мудрого миропонимания.

«Грани» же сразу поразили безсвязностью. Не было ни одной мысли, которая таила бы за собой глубину смысла, давала пищу активной работе разума и души. Мысль даже в пределах одного «сообщения» скакала довольно неуправляемо, как будто автор, не задумываясь, не сосредотачиваясь, говорит об обыденных и давно приевшихся вещах, сочиняя на ходу и мало заботясь о понимании собеседника. Если Учение учило, то «Грани» поучали. Если Учение объективно рассматривало проблемы мира, то «Грани» рассматривали их субъективно, ставя порукой свой авторитет. Говорить, прочитав эти «сообщения», было не о чем. Даже сказать о них было нечего — ничего ясного, логичного, окрыляюще-радостного в них нет, хотя изложение у Абрамова идёт в терминах Учения. Несколько вымученным казался язык: если в Учении Живой Этики поэтические сравнения, образы, особенности речи были необходимы для более тонкой передачи мысли, то «Грани» пользовались ими совершенно произвольно, для украшения. «Грани» постоянно требовали уважения к себе, навязывались и стыдили весь род человеческий. Ничего похожего на честного, мудрого и понимающего друга, каким воспринимается Учение, в них нет.

Именно если Учение нуждалось в ученике, друге, сотруднике, то «Грани» гладнокровно читали нотации. Удивляла грубость некоторых выражений, не открытая, но скорее в контексте; казалось, что автор «Граней» не способен на какое-то сострадание и особенной тонкостью чувств не отличается. После недолгого чтения начинала болеть голова, становилось тоскливо. В целом, ощущения ясно говорили, это не только не продолжение Учения, но даже не подобие, связанное с ним единством цели.

Таковы были личные ощущения. Конечно, они субъективны н служить доказательством недостоверности труда Б.Н. Абрамова не могут. Однако, может быть, чьи-то ощущения были аналогичными, и тогда это свидетельствует в пользу их объективности. Что же касается критического интереса, который сохранялся в отношении «Граней», даже при общем негативном к ним отношений, то он был вызван стремлением разобраться: если это не продолжение Учения, то что?

Теперь о целесообразности и логичности существования этой книги. Повторимся, явных ошибок и противоречий Учению в «Гранях» почти нет, исключая смысловые; в изложении большинства предметов видно скорее недопонимание их сути. Все двенадцать томов — вольный пересказ Учения Огня, ничего кардинально нового не сказано. Если «Грани» — продолжение Учения, то почему это никак не выразилось в их форме? Учение Живой Этики цельно и последовательно, в нём нет ничего лишнего и отвлеченного, оно намечает вехи духовного развития от «Зова» и «Озарения» — начальных стадий — до «Надземного» — стадии высочайшей. Где место «Граней»? Претендуют ли они на то, что являются логическим продолжением Учения? Но тогда они должны начинаться с «Надземного» и продолжать последовательно раскрывать ещё более высокие ступени сознания. Этого в «Гранях» нет. Вообще их форма подачи информации довольно странна: как отрывной календарь. «Грани» цедились на протяжении двенадцати лет однотипными по размеру, смыслу и мистической развязности «сообщениями», похожими друг на друга, как кирпичи. При этом, повторимся, во всех 12 томах не сказано ничего сверх того, что сказано в Учении. Если же «Грани» лишь комментируют Учение, то безсмысленно говорить о «продолжении Агни Йоги». Тогда место «Граней» — в списке комментариев и они не могут считаться авторитетным и достоверным источником. Их автор — Абрамов или кто-то, кто давал через Абрамова. Опять противоречие: изложение в «Гранях» ведётся от имени Великого Учителя, а также от имени Елены Ивановны и Николая Константиновича. Вывод один — либо автор «Граней» не тот, за кого себя выдаёт, и тогда «Грани Агни Йоги» — изощренная и наглая персонификация, либо Великие Учителя — Елена Ивановна и Николай Константинович — действительно передавали информацию Абрамову, но не с целью «продолжать Учение». Ведь некоторые сторонники Абрамова утверждают, что «Грани» просто яснее раскрывают смысл написанного в Учении. Придерживаясь этой точки зрения, можно спросить: была ли передача «Граней» в качестве пояснения к самому Учению Живой Этики заранее запланирована или необходимость в ней возникла к 1960 году? Если была запланирована, то почему ни в Учении, ни в трудах Елены Ивановны нет о ней даже малейшего намека? Если передача была не запланирована, то какая причина могла её вызвать? По логике рассуждений, сначала Великий Учитель передал книги Агни Йоги и только потом, позже понял, что Учение не дойдёт до людей, и начал передавать через Абрамова комментарии, которые по объему куда больше, чем само Учение. Неужели оно настолько фатально непонятно, что нужно было так много томов абстрактных пояснений? Да и не поясняют «Грани» ничего, скорее усложняют. В общем, в роли пояснения «Грани» никуда не годятся.

Ещё говорят, что «Грани» — последнее учение, приспособленное к нашему времени. Когда Абрамов начал получать информацию была ещё жива Елена Ивановна. Почему она не написала ни одной строчки о «продолжении Учения»? Издатель Абрамова Б.А. Данилов утверждает, что Абрамов в письме Н.К. Рериху о новом и неожиданном опыте в своей жизни спрашивал, как расценить это явление и как к нему относиться. Ответ пришел быстро, но не от Николая Константиновича, а от Елены Ивановны, которая обращалась к нему с просьбой прислать образцы полученных записей. После получения их Елена Ивановна написала ему вновь, подтвердив их Высокий Источник, выразила свою радость за него и советовала продолжать работу. То есть Елена Ивановна, имевшая с Владыкою прямую и постоянную связь, не задала вопрос об авторстве записей Ему самому, а попросила Абрамова прислать тексты и по ним определяла авторство! Ведь это прямое доказательство заблуждения Абрамова и сомнительности источника его «Граней», которое Данилов почему-то считает доказательством обратного. Гораздо правдоподобнее звучало бы, если бы Елена Ивановна сразу в письме подтвердила Высокий Источник посланий Абрамову, как это случалось, например, с Е.П. Блаватской в истории её переписки с современниками.

В конечном счёте, письма этого никто не видел, и к тому же, как резонно замечено в вышеуказанной статье в «Знамени Мира»: «От времени ухода Елены Ивановны до даты диктования «Граней» прошло пять лет. Мы имеем дело не с теми записками, которые могла читать Елена Ивановна, а с теми, которые даны уже через пять лет после ее ухода и которые она не читала». Так что доказательства поручительства Елены Ивановны за «Грани» нет.

Свидетельство З.Г. Фосдик также противоречит утверждениям Данилова.

В целом, вся суета вокруг «Граней» вызвана не достоинствами и недостатками этого труда, довольно серого, а той ролью, на которую он претендует. Число его почитателей велико, и они, в свою очередь, вводят в заблуждение вновь подходящих к Учению. Широко бытует мнение, что «Грани» легче, а «Агни Йога» труднее, и поэтому вначале лучше читать «Грани». Да и сами почитатели увязают в них со временем всё больше и больше. Да, Учение труднее, непонятнее, заставляет напряженно думать, заставляет почувствовать ограниченность своего сознания, в общем, как говорится, жжется, а «Грани» легче, спокойнее, и можно, особенно не напрягаясь, жевать двенадцать томов монотонной жвачки с уверенностью, что по праву принадлежишь к самой эволюционно продвинутой части человечества.

Есть такой интересный оккультный закон: тьма наиболее сгущается на границе со Светом, тёмные тушители, привлекаясь Светом, все же не в силах к нему вплотную подойти и толкутся в преддверии, где огонь более менее терпимый. Так одержимые, юродивые у церкви, толпясь на паперти, почти никогда не заходят в храм, а если заходят, не могут там долго оставаться. Питаясь психической энергией прихожан, дающих милостыню, «греясь», они (вернее их одержатели) не могут находиться в атмосфере высоких вибраций, в самой церкви. Подобный тёмный буфер существует у всех Источников Света. У Христа — его церковь, у коммунистической идеи в советское время — партноменклатура, у Елены Петровны Блаватской — армия интерпретаторов. Так объект нашей статьи – «Грани Агни Йоги» — своим названием хорошо отражает своё место относительно Учения Агни Йоги — место буфера место церкви, партноменклатуры, — интерпретаторы. Ведь грань, граница, ограничение всегда предпосылает завершенность, законченность формы, которая всегда является лучшим агентом дня профанации любого Учения.

Тьма не в силах открыто соперничать со Светом, но затушить светлые начинания может. Тушит всегда постепенно, при внешнем согласии и почитании Света, постепенно подменяя его суть. Даётся очередное Откровение — и с течением времени его первоначальный дух извращается, подменяясь слепым ритуалом, который является лучшим прикрытием для нападения на само Откровение. Главный враг любого Учения и Учения Живой Этики в том числе — форма, возводимая в ранг содержания. Почему буддизм сохранился в большей чистоте и посейчас служит инструментом духовного развития, а христианство окончательно деградировало? Потому что буддизм — это концепция, мировоззрение, неотвлечённая этика, идеал и намеченный путь его достижения, а христианство — сплошное безсмысленное богослужение, конформизм, возведенный в ранг святости. Всегда труднее думать, чем бездумно следовать ритуалу, всегда труднее переделывать себя внутренне, чем подстраиваться внешне. Поэтому тёмные стараются внушить почтение к форме, критерием духовности утвердить внешнюю форму, а не внутреннее убеждение. И, оболванив человека бездуховной формальностью, во-первых, заставить его верить, что в светлом Учении главное — ритуал; во-вторых, манипулировать его сознанием, выдавая антиэволюционные идеи, демагогически подстроенные под форму Учения, за его суть.

Сколько всякой нелогичной чепухи, самооправдания, суеверий и домысленных басен приходится иногда выслушивать от так называемых последователей Учения Живой Этики! Причём они искренне верят в своё хромое представление об Учении Огня. Но разве это их извиняет? Невежество является причиной всех зол в мире. А формальная религия не старается искоренить невежество в человеке, но лишь требует от него формального почитания. Отличие Учения Живой Этики от предшествующих религий именно в том, что оно не утверждает ритуальных форм, а натравлено целиком на расширение сознания.

Вообще само название «Живая Этика» является прекрасным символом воздействия на содержание, а не на форму. В отличие от «мертвой» этики мировых религий и всей современной цивилизации, она не предлагает формальные, закостенелые, мёртвые этические нормы, а даёт человеку возможность расширить сознание, избавиться от невежества. Таким образом, этика для него должна стать «живой». Не запрет, а осознание и принятие душой, сердцем, разумом всех этих действий — вот что такое Живая Этика. Человек должен сам стать Этикой, но этого не будет до тех пор, пока самостъ в нём перевешивает устремление к Высшему, пока он воспринимает Этику как нечто отвлеченное, ритуальное, отдельное от себя. Человек не следует полностью Живой Этике до тех пор, пока ощущает то, что даётся в Учении чем-то недосказанным, формальным, насильственным. Человек же, который пусть неумело, но искренне старается воплотить идеалы Учения, уже делает Этику Живой, и он по праву Агни йог. Ведь всем известно, что йога — не достижение, а процесс достижения. Если человек многое узнал из Учения, овладел терминологией, принадлежит к одному из рериховских обществ, но не следует основным идеалам Учения, разве он Агни йог? А человек, который не силен в терминах, не прочитал всей литературы и даже вообще не принадлежит к рериховскому движению, но искренне стремится к знанию, добру, совершенствованию, разве не есть Агни йог по праву? Только в действии, в конкретной работе, неважно — физической, чувственной, мысленной, главное — реальной и осознанной, а не формальной, творится Агни Йога. Агни Йога одинаково доступна всему человечеству, но жрецов у Агни Йоги нет и быть не может; Агни Йоге не десять лет и не семнадцать, она существовала от века; это не конфессия, а процесс расширения сознания.

Поэтому и «Тайная Доктрина», и Учение Живой Этики даны в столь своеобразной форме: читая «Тайную Доктрину» с её глобусами, кругами, планами и прочим, скорее запутаешься, чем что-то точно уяснишь, а Учение не дает никаких систематизированных рекомендаций — как себя вести, что говорить, что можно и что нельзя.

Желание «упростить» «Тайную Доктрину» и Учение, сделать из них цитатник, сонник, предмет культа, привело к появлению интерпретаций — в Теософии это Синнет, Безант, Антонова, Дмитриева и прочие, в Учении Живой Этики – «Грани Агни Йоги» Б.Н Абрамова. Человеку, который подходит к Учению, вначале бывает трудно его воспринять. Если в это время ему предложить вышеуказанные интерпретации, убедив в их достоверности и одновременно доходчивости, он, естественно, более увлечётся ими и вследствие потребления суррогата потеряет общее направление движения к пониманию истин Учения

Что же представляет собой феномен появления «Граней Агни Йоги»? Случайное ли это явление, или оно возникло вследствие определенной потребности для некоторого типа людей, прикоснувшихся к Учению Живой Этики? До некоторой степени верно и то и другое. Оно случайно с точки зрения методической необходимости появления продолжения Учения. Абрамов бьл просто психически неустойчивым человеком, которого «парализует страх», как писала Елена Ивановна. Наряду с этим, Абрамов долгое время общался с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, до некоторой степени проникся Учением Живой Этики и владел понятийным аппаратом, лексикой (т.е. формальной оболочкой) Учения. Эти особенности его личности сделали Абрамова наиболее уязвимой и желанной мишенью персонификации. Абрамов сам подтверждал наличие персонификации тем, что приписывал авторство «Граней» постороннему источнику. Встаёт вопрос что же побудило персонификатора к осуществлению такой своеобразной формы одержания? Мотивом любого одержателя является получение психической энергии определенного качества. В данном случае персонификатор получал эту энергию от невежественных людей, склонных к созданию и почитанию формальной стороны Агни Йоги.

Сначала объектом одержания был сам подверженный страху Абрамов, после — кружок новых его слушателей и почитателей, сейчас же армия людей, склонная к языческому почитанию той новоявленной религии, в которую они превратили для себя Учение Живой Этики, охватывает половину рериховских обществ страны.

Наличие такого рода экологической ниши для одержателя говорит о неслучайности появления труда Абрамова. Сделанный вывод неутешителен, но кто виноват в сложившейся ситуации? Не одержатель Абрамова, не Абрамов, вследствие неразвитости подпавший под его влияние, и не та ниша, в которой одержание получило своё дальнейшее распространение, но человеческая самость и человеческое невежество вообще, близнецы-братья, которые всегда стремятся к самообману и самообольщению, к ритуалу и форме.

«Грани» предлагают мерой всего личность. Этого в них не написано, и доказать это невозможно. Мы все поднаторели в терминологии Учения и можем отстаивать свои даже неправильные взгляды до безконечности. Рассудит, наверное, время. Но нам кажется, что в стране есть люди, способные мыслить и рассуждать объективно, искренне стремящиеся к расширению своего сознания, как бы тяжело, трудно это ни было, а не к самообману и самообольщению пустопорожних, несуразных и кукольно ритуальных «Граней». К этим людям мы и обращаемся нашей статьей; товарищи, давайте будем объективны!

«Грани» — очевидная персонификация, подделка под Учение Живой Этики; учитывая роль, на которую «Грани» претендуют, они — прямая угроза той созидательной миссии, когорая стоит перед вами. Для её выполнения и дано было нам Учение Живой Этики.

А.Бавылкин, В. Пшеничников, г. Анжодо-Судженск

От редакции:

Редакция газеты получила пять-семь писем от разгневанных читателей по поводу критики столь любимых ими «Граней». Обвиняя редакцию газеты во всех смертных грехах, а особенно в самой тёмной невежественности, авторы таких писем требуют публикации их на страницах газеты, и немедленно. Астральные страсти так и хлещут из этих писем. Мы подумали и решили, что смысла в публикации таких писем просто нет, ибо авторы их защищают ложное и сами пока ещё не понимают этого. Но есть и другие письма, авторы которых разобрались или стали разбираться, что же такое пресловутые «Грани» и на что покупаются люди, читая их. А покупаются они с самого начала на то, что на сообщениях «Граней» стоят священные для нас имена Владыки и Рерихов, а мы никак не можем понять, что тёмные могут взять себе на вооружение и эти имена. Ведь взяли же они себе идею коммунизма — и исказили. Берут идею патриотизма — и искажают. Для них нет ничего святого, и они просто подсмеиваются над нашими чувствами и нагло эксплуатируют святые для нас понятия. Если потребуется, завтра появится астральный труд, под которым будут стоять для вящей убедительности подписи всех «Владык». Ещё и ещё раз будем неустанно говорить, что не случайно в Учении и Письмах Елены Ивановны многократно проводится мысль об изощренности усилий тёмных, о безконечности их приёмов, что они будут приходить к нам с форулами Учения на устах. Они приходят, их горячо принимают с самыми распростертыми объятиями, а тех, кто предупреждает, что это не то, стараются тут же ошельмовать.

К сожалению, за «Гранями» и иной контактёрской литературой стоит группа весьма почтённых новосибирских «ГУРУ », которые отлично зарекомендовали себя в глазах рериховской общественности, когда наше движение только начиналось, приобрели непререкаемый авторитет уже в силу своего почтённого возраста и того, что они как бы первыми начинали. Но с течением времени стало происходить необъяснимое: Учение заменилось «Гранями», только в устной форме ещё доносятся славословия в адрес Учения, новосибирцы объявили себя «иерархами» и «непререкаемыми авторитетами», и вот уже появляются труды, в которых их авторы призывают то к выполнению первостепенной задачи — получать «божественную информацию», то к контактированию — тому, от чего настойчиво предостерегала всегда Елена Ивановна. И хотя Юрий Николаевич предупреждал, что не будет от Великих Учителей никаких продолжений и комментариев Учения, что всё дальше должно добываться своими трудами, но и он уже не авторитет. И Учение, и Письма Елены Ивановны уже отменились, ибо «Грани» весьма недвусмысленно объявили, что «ничего подобного до сих пор человеческая рука не писала», то есть «Грани» поставлены выше Учения! Да любой здравомыслящий человек, действительно почитающий и принимающий Учение Огня и Великого Учителя, немедленно после этого выбросил бы «Грани» куда подальше. Но вместо этого перед нами разыгрывается «благородный» астральный гнев. Вся современная рериховская литература, печатные издания просто переполнены выдержками из «Граней», а Учения всё меньше и меньше, реально осязаемых дел всё нет и нет.

Где же верность Учению Агни Йоги? Его никто ещё не отменял, его ещё не усвоили. Абрамов же превозносится в «Великие Учителя», и его уже ставят наравне с именами Рерихов! Дескать, он десять лет ночей не спал, а принимал «Грани». Поверьте, трудностей принимать такие послания «свыше» нет никаких, редакция постоянно получает от одних и тех же «контактеров» такие «послания», но даже эти контактеры, несущие полную ахинею, и то не заносятся, за исключением некоторых «парламентеров».

В качестве «алиби» Абрамова авторы писем приводят то обстоятельство, что ему было вручено кольцо от Рерихов. Но ведь и Хорши имели такие же кольца, но это их не уберегло от предательства. Все мы проходим через те или иные искушения. И Абрамову первому, принимающему эти послания, следовало бы насторожиться, когда автор недвусмысленно поставил их над Учением Агни Йоги, но он был упоён контактом и «проскочил» мимо этого и многих других фактов искажения чистой основы Учения Огня. Данилову же вообще не следовало издавать «Грани», ибо основы Учения не успели ещё и в малой толике усвоиться людьми, а им подсовывается нечто весьма сомнительное. Но, как говорится, каждый выбирает свой путь. Наше дело (редакции) предупредить об опасности, а каждому выбирать с кем быть.

Не случайно в Учении говорится о необходимости развития таких качеств, как чувствознание и различение. Плохо, что те, кто считается в силу ряда причин одними из лидеров, уверовали в свою непогрешимость, а надо чаще и чаще обращаться к Учению и к письмам Елены Ивановны. А Елена Ивановна, как бы предвидя всю эту ситуацию, писала ещё в тридцатые годы: «Приходится слышать и такие замечания: книга «Агни Йога» не даёт определенных и исчерпывающих указаний, как и что делать». Эго большое заблуждение. Именно «Агни Йога», как и все писания, даёт самые определённые и прямые указания, как поступать и что делать. Но человек всегда пренебрегает сущностью и ищет второстепенных предписаний. Так же, как и в каждодневной жизни, ему нужна аптечная дозировка или патентованные средства. Забывая, что даже обычный добросовестный врач прежде всего заботится о самочувствии больного и применяет средства, дозируя их согласно состоянию организма. Все Учения, так же как и «Агни Йога», всегда указывали на самое существенное, предоставляя человеку, применившему основное, избрать и второстепенные, вспомогательные средства по особенностям его организма. Великая ошибка всем давать один и тот же рецепт. Раз основы поняты и применены в жизни, всё остальное прилагается само собой» (Письма Е.И. Рерих, т. 1, 30.06.34).

«Избрав этот путь, опасайтесь свернуть с него, ничего, кроме разрушения, не получится. Есть много людей, которые из желания ухватить как можно больше гоняются за сменою различных идеалов, различных Учений. И эта погоня за новым вырастает у них в род болезни, род умственного или религиозного опьянения. Им нужно слышать всегда новое только для того, чтобы испытать временное нервное возбуждение, и как только одно возбуждающее влияние иссякло, они готовы для другого увлечения. Это есть своего рода умственное одурманивание, и на этом все их достижения кончаются. Но есть души, которые похожи на жемчужину восточной сказки «Жемчужница эта живёт на дне моря и подымается на поверхность, чтобы схватить дождевую каплю, когда восходит звезда Свати. Она плавает на поверхности моря, широко раскрыв свою раковину, пока ей не удастся схватить каплю дождя, а затем погружается вниз до своего морского ложа и там остаётся, пока не выработает из этой капли великолепную жемчужину». Истинные ученики должны уподобиться этой жемчужнице и, запечатлев Единый Образ в сущности своей, должны восприятием Учения Его выработать прекрасную жемчужину духа своего.

Особенно нужно это устремление к Единому Образу на первых ступенях Ибо лишь заложив прочно основание, можем мы без ущерба добавлять к нашему строению те орнаменты, которые можем найти и в других Учениях» (Письма Е.И. Рерих, 2, 7.3.35).

Обратимся к Учению всем сердцем, и тогда нам не нужны будут никакие сомнительные подпорки и многие проблемы нашего движения и даже общества будут разрешаться как бы сами собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x