УВЕЛИЧЕНИЕ численности школьников и студентов и продолжительности их обучения, особенно в последнее полстолетие, привели к тому, что подрастающее поколение (а это в масштабах бывшего СССР около 60 миллионов человек) начинает трудиться в народном хозяйстве в среднем в возрасте 20 лет. При сохранении очень малоэффективной организации обучения, сложившейся в XVII веке, образование стало чрезвычайно дороим.
Решение проблемы финансирования образования одни видят только за счёт увеличения государственных расходов, другие — в привлечении школьников и студентов к производительному труду, соединении его с обучением, и на этом пути постепенное улучшение воспитания поучения и получение источника финансирования — от труда учащихся.
Самоокупаемое, образование нереально — утверждают руководители. Мы не настолько богаты, чтобы экономить на образовании. Тем более, что человечество ещё не придумало дешевого и качественного образования, -утверждает 3.Д. Днепров. бывший министр и советник президента по образованию.
Ректор Казанского университета А. Коновалов, отметив, что на одного студента в США затрачивается средств в 6.4 раза больше, чем в СССР, в Дании в 4,7, в Англии — в 4.8, делает вывод; «Таков итог нашей политики, по существу подрывающей и экономическую, и духовную жизнь нашего общества».
Выступая за круглым столом в «УГ» по теме «Перестройка школы и механизм торможения». М. Поташник, доктор пед-наук, а ныне член-кор. РАО, говорил, что школы в нищенском состоянии, что идея гуманизма в такой обстановке выглядит издевательством. Учёному возразил рабочий Татарченко: Почему бы школе не создавать материальные блага и трудом учащихся? Ответ М. Поташника: Сколько бы человечество себя помнило, никогда, нигде ещё не было, дабы образование народа развивалось не за счёт бюджетных ассигнований, не за счёт пожертвований самого общества, а за счёт труда самих детей. И вообще, останутся ли в этом случае у них силы, время, чтобы просто нормально, всесторонне развиваться?
Совершенно иначе думал М, Ганди. Он считал реальным сделать обучение самоокупаемым даже в развивающихся странах, Одна причина чисто финансовая: бедное общество не в состоянии предоставить всем детям образование, если только сами школы не смогут изыскать ресурсы и заработать средства для собственного существования. Другая причина — политического характера: только финансовая самостоятельность позволит школе избавиться от зависимости и вмешательства со стороны государства. По Ганди, ни один индивид или социальный институт, не участвующий непосредственно в процессе производства ради выживания не может длительное время придерживаться истины и попадет в зависимость от государства, что делает насилие, в той или иной форме, неизбежным.
Кто прав? Верно ли что человечество ещё не придумало дешевого и качественного образования? Верно ли, что производительный труд школьников и студентов обязательно помешает учению и не оставит сил и времени для нормального обучения? Будем говорить языком фактов. Полагаю, что читатель согласится с французским учёным Клодом Бернаром: «Когда попадает факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята». Согласимся с Г. А Илизаровым: «Факт — это Бог истины».
О чём говорят факты? В 1832 г. по идее парижского рабочего было основано Московское техническое училище (позже оно станет училищем им. Баумана, теперь — технический университет). Об организации обучения в нём на механическом отделении в первые 20 лет его существования и результатах рассказал П. А. Кропоткин. За 5 лет ученики усваивали математику, физику и смежные с ними науки на уровне лучших математических факультетов известнейших европейских университетов. Они опережали студентов математического факультета по высшей геометрии и особенно в применении высшего математического анализа «к самым сложным задачам динамики и теориям теплоты и упругости. Студенты университета не умели приложить ни к чему рук (как это характерно и ныне! — А. Н.) тогда как ученики училища работали собственными руками на продажу прекрасные паровики, земледельческие машины. научные аппараты (как нам нужна именно такая, подобная продукция! — А. К), получая самые лестные отзывы на международных выставках; они были искусные рабочие — рабочие с научным образованием». Как же достигались такие результаты? «При изучении какой-либо науки её немедленно применяли к делу и то, что узнавали в классной комнате применяли в мастерской. «Здесь, — писал П.А. Кропоткин, — процветала «система возбуждения деятельности мозга посредством рук».
Столь же успешно труд и учение соединялись, во Владимирском сельскохозяйственном училище департамента земледелия. Описание училища оставил его воспитанник, агроном Г. Седое, На 300 учащихся было 920 гектаров земли, сад, пасека, разные фермы. Всё хозяйство обслуживалось силами учеников и учителей. Уроки земледелия проходили в поле, по животноводству — на фермах, по пчеловодству — на пасеке, В труде осваивали передовую технику.
На каждой ферме была небольшая аудитория для занятий. Практические занятия в различных областях хозяйства цементировались наукой, прежде всего биологией. Воспитанники училища принимались в сельскохозяйственные институты вне конкурса и без экзаменов: в их знаниях никто не сомневался.
В 1920 г. инженер Я, Ф. Каган-Шабшай создал электротехнический институт, студенты которого сразу же становились и рабочими с 4-х-дневной рабочей неделей. Поработав подручным рабочего, студент становился подручным мастера, а затем инженера. Переходя из цеха в цех, они осваивали производство завода в целом (подобные переходы были и в Московском техническом и сельскохозяйственном Владимирском училищах). Как рассказывал академик М.А. Лаврентьев, в 20-х годах возник вопрос между проф. Шпильераном и Каган-Шабшаем, Первый работал в МВТУ, где студенты учились с отрывом от производства (так изменилось Московское техническое училище) и Шпильеран доказывал преимущества такого обучения. Кто же был прав? «Подготовка каждого инженера в МВТУ, — говорил М. А. Лаврентьев, — обходилась государству в несколько тысяч рублей, а обучение молодежи в электротехническом не стоило государству ничего, причём студенты, окончив вуз. имели кроме неплохой теоретической подготовки четырех летний производственный стаж — от рабочего до самостоятельного инженера. В итоге на головных электротехнических заводах той поры руководящие посты заняли «шабшаевцы», а «шпильерановцы» оказались на два-три этажа ниже…» Итак, и высококачественно, и дешево!
Опыт А. С. Макаренко, как и Каган-Шабшая. начался в 1920 г. Организацию производства начали с нуля. Разумеется, первое время о самоокупаемости никто не думал, не думал и сам Антон Семенович. А чего достигли? Отказались от государственной дотации, перешли на самоокупаемость. А в последнее время коммуна не только покрывала содержание завода, общежития, всего быта, пищи, одежды, школы целиком, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год. «Вы представляете, какой силы инструментовка была в руках педагогов. Мы решаем: едем 500 человек по Волге, на Кавказ. Для этого нужно 200 тыс. рублей. Постановили: в течение месяца работать на полчаса лишних, и в результате получаем2 00тыс. рублей.
Мы могли одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек — в шелковые и шерстяные платья. Мы могли 40 тысяч рублей тратить на театр. А когда это делается в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой НОВОЙ педагогической силой». (Выделено мною — А. Н.).
Здесь решена важнейшая проблема — проблема кадров. «Для развития театральных талантов Антон Семенович привлекал артистов харьковских театров. «Для преподавания основ наук подбирались очень квалифицированные кадры, как и для руководства производством, ибо коллектив имел для этого средства, созданные своим трудом. Богатая библиотека, в которой в среднем каждый воспитанник брал книгу каждые пять дней. Вначале 30-х годов все получали среднее образование (страна от этого была ещё очень далека), в 13-14 лет — квалифицированные рабочие, и недавние хулиганы и воры становились нравственно здоровыми людьми. П.И. Барборов, бывший зам. начальника коммуны, специально опрашивал бывших коммунаров: известны ли им случаи, когда-то из воспитанников А. Макаренко пошёл по «скользкой» дороге, покатился вниз? Поскользнувшихся в жизни не оказалось. Сравните это с качеством воспитания в нетрудовой школе, средней и высшей, когда среди руководителей бандитских групп оказываются воспитанники пединститута, гуманитарной военной академии.
СОЗДАВАЯ лицеи и гимназии, противопоставляют гуманитарное образование производственному, трудовому, когда реально соединить достоинства лицеев, гимназий с достоинствами для всех учащихся. Имея правильно организованное производство, коллектив А.С. Макаренко, как и другие подобные трудовые коллективы, создавали и создают огромные материальные богатства, которые открывают им доступ к богатствам духовным, к богатствам культуры.
А. Искаков (Алма-Ата) создал настолько богатую школу, что платил учителям экстра-класса по 700-800 рублей в месяц (до павловского повышения цен, это сумма огромная). Создана очень богатая библиотека. Учеников, развозили по домам и привозили в школу по пяти маршрутам, арендуя автобусы по коммерческим ценам. За два года школа стала известной, а на третий элитной.
Хотя начиналась как учебное заведение для детей, от которых отказались другие школы, как слабых, трудных. Отличников А. Искаков в начале не брал, доказывая. что дело не в детях, а в содержании и организации обучения и кадрах. Откуда же появились в школе средства? Около 300 учащихся трудились на фабриках, в больницах, на почте, в магазинах. 50 рублей в месяц от заработанных денег отчисляли школе, остальные на карманные расходы.
В годы Отечественной войны в 265 школе Москвы, в её мастерских работало 500 школьников. За первый квартал 1943 г. при ежедневной двухчасовой работе было произведено продукции на один миллион рублей. Успеваемость 98.6% без очковтирательства.
В том же году в Тюмени по предложению 11-летнего пионера Бори Ильинского на фанерном комбинате был создан школьный цех, в котором трудились ученики начальной школы, ежедневно по два часа. Делали корпуса для противотанковых мин. В среднем пять учеников выполняли норму одного, рабочего. В целом заменили полную смену опытных мастеров. «Не помешает ли работа на комбинате занятиям в школе? Эти опасения просуществовали не больше месяца. (А сколько времени потребуется ученым педагогам, чтобы понять это?! Родители учителя убедились, что успеваемость начала расти. На испытаниях при переводе в 5-й класс почти все сдали экзамены на хорошо и отлично.
Безработица и труд школьников.
О каком труде школьников и студентов можно говорить, когда столько рабочих оказалось безработными? Возражение серьёзное. «Очертания надвигающейся на Россию безработицы показывают одну важную особенность: рост количества безработных сопровождается потребностью экономики в квалифицированных кадрах. Мы знаем, что подобная закономерность характерна для многих стран с рыночной экономикой. В ФРГ при 3-4 миллионах безработных имеется столько же квалицированных рабочих мест… Все это должно изменить наши прежние представления о безработице, как якобы процессе массового вытеснения рабочих на производстве. Вытесняются только те, чей род занятий или уровень квалификации не соответствует требованиям производства. На Западе принято считать, что рабочий должен иметь как минимум три профессии, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда, что рабочие нуждаются «в переподготовке или повышении квалификации», — пишет директор института профессионального образования И. Смирнов