ПАДМА-САМБХАВА

Н.К. Рерих. Падма Самбгава. 1924

Многим Учителям человечества посвящены работы Н.К. Рериха. Это и «Сергий-строитель», духовный защитник земли Русской, и «Миларепа» — трижды великий, как именуют его тибетцы — великий поэт, великий йог, великий святой и «Лао Цзы» и «Моисей-водитель» к многие-многие другие. В ряду этих Великих Учителей стоит и Падма-Самбхава, о котором сказано; «Через тысяча двести лет после Будды Учитель Падма-Самбхава приблизил к земным путям Учение Благословенного».

Людская молва за давностью времен внесла много чудесного и сказочного в образ Падмы-Самбхавы, но как говорил Н.К. Рерих; «Читая легенды, молодежь учится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь познает как различать, где истина».

Счастьем общения и любовью веет от картины, где некогда неукротимый демон гор с благоговением внимает словам Учителя. А было время, когда проповеди буддизма вызывали только ярость среди божеств и демонов Тибета. В ярости своей они разрушали храмы, посылали эпидемии и моры, голод и неурожай. Но об этом мам напоминает только грохочущий водопад, разбивающий свои хрустальные воды о скалы и разбрасывая вокруг веер жемчужных брызг.

О рождении Падмы-Самбхавы существует предание, по которому сам Будда, уходя в нирвану, говорил горюющим ученикам, что из цветка лотоса на озере Дхана-коша, что на северо-западе от страны Урчьян (Кашмир) родится тот, кто «будет мудрее и духовно могущественнее, чем я сам, его назовут Падма-Самбхава, или рожденным в лотосе, и им будет создано эзотерическое учение».

Пришло время, когда царь страны Урчьян услышал из уст богов о рождении Падмы-Самбхавы и вместе со свитой поспешил на озеро, чтобы первым увидеть этого прекрасного ребенка. Мальчик был с почестями доставлен во дворец, где был наречен сыном и наследником.

Ребёнок не только быстро постигал светские науки, но и рос могучим атлетом. Он швырял в небо камни величиной с яка, плавал как рыба, а на бегу обгонял стрелу.

Хотя Падма-Самбхава взял в свои руки управление государством, но всё же тяготел к духовной жизни и в 18 лет оставив трон и семейную жизнь, решил уйти в монашество. Плач и стоны наполнили дворец, но Падма-Самбхава был неумолим. «Преходяща эта мирская жизнь и расставание неизбежно. Как на торге, где люди сходятся и расходятся. Зачем же печалиться при расставании? Жизнь мимолетна, как роса на траве», — сказал Падма-Самбхава, покидая дворец.

Странствуя по стране, Пад-ма-Самбхава нашёл учёных пандитов, которые посвятили его в таинство многих наук, обучили пониманию языка шести миров Сансары. Он овладел многими прикладными искусствами, прекрасно лепил и обжигал горшки, чему обучила его слепая.

В 749 году, в год Земли-Коровы по приглашению царя Трисон Дэвцена (Тисрон-Дэвц-зан) Падма-Самбхава прибыл в Тибет, чтобы усмирить разбушевавшихся духов. И он, великий тантрик и маг, зная языки шести миров сансары, смог заставить поклясться местных духов в том, что отныне они будут защищать лишь буддийское учение и за это им были обещаны почести, воздаваемые в. виде жертв из вина, ячменных зерен и т.д. В 811 г. Падма-Самбхава впервые в Тибете основал монастырь Самьяи, что на левом берегу реки Брахмапутры в 100 км на юго-восток от Лхасы. В его архитектуру строители смогли гармонично вплести черты тибетского и индийского зодчества. Главной достопримечательностью этого монастыря признают 5-эгажный дуган, на первом этаже которого находится статуя Чжово-Шакьямуни, второй служит дворцом Далай-ламы во время его пребываний, на третьем статуя бодхисатвы Аюши, на четвертом Буд да будущего мира Майтреи. На пятом находится Деревянный столб, из красного сандалового дерева (дерево жизни).

Падма-Самбхава — основоположник религиозно-философского учения красношапочников (школа ньянгмапа) и поэтому в храмах этой секты «посередине Падма-Самбхава, а Будда по правую руку. Иногда нижний храм посвящен Падма-Самбхаве, а верхний Будде, такое размещение очень соответствует внутреннему смыслу учений. Будда — небо, Падма-Самбхава — земля».

Монахи школы ньянгмапа на базарных площадях и улицах городов и селений рассказывают религиозные поэмы из жизни своего учителя, развешивают картины с изображением его деяний. «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона, вот Учитель низводит дождь. Вот спасает утопающего. Пленяет мелких злобных духов. Бузоружно покоряет зверей. И магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником». «Или другая старинная картина. Рай Падма-Самбхавы. Учитель сидит в храме, окруженный праведными. Храм стоит на горе, отделенный от земного мира глубокой рекой. Через реку протянуты белые хатыки (шурфы) и по ним самоотверженные путники совершают переход к храму. Очень ясная картина духовного восхождения.

Конечно, толкователи засорили и это явление, как перегружены ложной догмой и все прочие религии.

Примечания.

1. Шесть миров Сансары — в безначально существующей сансаре 6 видов существ; боги, асуры (вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постойных конфликтов с богами, низвергнутые в более низшие уровни вселенной, — за это получили своё прозвище — «а-суры», то есть «не боги»); люди, животные; преты (духи умерших людей) и обитатели ада.

Используемая литература: «Алтай-Гималаи», НКР; «Пути Благословения», НКР; «Избранные труды», Цыбиков; «Тибетская литература», В.С. Дылыкова.

 

С. Клещевская, г. Железнодорожный.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x