Идолы (1901 г.) Н.К. Рерих

 

 

ДРЕВНЕЕ капище — где люди собирались молиться и приносить жертвы богам. Частокол грубо отёсанных бревен окружает идолов и голубой валун, красотой соперничающий с небесами и водами извилистой реки. Как созвучен этой картине отрывок из: стихотворения Н.К. Рериха «Священные знаки»:

«Мы не знаем.

Но они знают.

Камни знают.

Даже знают деревья.

И помнят.

Помнят, кто назвал горы и реки.

Кто сложил бывшие города.

Кто имя дал незапамятным странам».

Н.К. Рерих, отдавший много времени изучению языческой Руси, любя её и обладая даром проникновения вглубь веков, донес до нас дух наших предков, их верования, их мировоззрение, их идеалы.

На заостренных верхушках бревен — черепа жертвенных животных, в основном коней. И это не случайно. Известно, что древние славяне, чтобы добиться благосклонностей богов, задобрить злых духов реки, горы или леса приносили в жертву самое почитаемое и чистое животное. Не зря же жертвенность коня впоследствии наша своё отражение во многих сказках. Если другие чудесные помощники имеют в сказках определенные ограниченные функции, то конь является универсальным чудесным помощником. Помощь, которую он оказывает герою волшебной сказки, исключает необходимость в каких-либо покровителях, дарителях, советчиках.

Вокруг бревенчатого тына уложены камни, как бы закольцовывая капище. Магизм кольца, хоровода используется всеми народами Земли.

Внутри капища, помимо прекрасного небесно-голубого жертвенного камня, стоят несколько идолов. Идол, находящийся ближе всего к зрителю с рогом изобилия — символизирует богиню Макошь (Мокошь). Так как данная фигура наиболее крупная, то можно судить о том, что Н.К. Рерих отобразил эпоху матриархата, когда древние русичи поклонялись женскому началу, как животворящему и лишь при переходе к княжескому правлению, с его ярко выраженным патриархатом место верховного божества было занято Перуном, богом грозы, града и войны.

Одновременно это означало резкое искажение истинных представлений древних о космогонии, и послужило началом падения язычества.

Макошь — мать урожая, богиня плодородия. Ома богато украшена стилизоввнными изображениями солнца, дождя, пахоты. Шея богини закрыта оберегом в виде ожерелья. В руке рог изобилия, куда перед началом полевых работ заливался мед, вода или другой напиток, как бы благословляя труд землепашца.
Богиня Макошь в архаической русской ритуальной вышивке обычно изображалась между двумя рожаницами Ладой и Лелей. Прямое отношение к богине имеет Семаргл — божество семян, ростков, корней, охранитель побегов и зелени, посредник между верховным божеством и землей. Похоже отсюда идет связь с восточной астрологией, где есть Год Собаки, как провозвестницы будущего, революционер и защитник нарождающегося. Та же идея защиты,, будущего роднит ирано-славянский пантеон божеств и Азиатское астрологическое воззрение на связи человека, Природы и Будущего, которое надо оберегать. Дело в том, что Семаргл — «собака-птица», посредник между Небесами и Землей.

При прослеживании божественной деятельности Макоши и Семаргл с Деметрой и Триптолемом, можно увидеть много общего. Обе богини плодородия и земледелия, обе благосклонны к людям, у обеих помощники непосредственно связаны с земледелием.

Согласно древнегреческим легендам Деметрой были даны Триптолему семена пшеницы для засева ими пашни людей. Известно, что зерна пшеницы были принесены на Землю Богами с Венеры.

Имеет смысл подробнее остановиться на слове «Мвкошь».

Оно состоит из двух слов: «Ма» — индоевропейское понятие «мать» и «кошь» — «жребий», «судьба», а также — «емкость для зерна». Отсюда раскрываются значения слова «Макошь» либо как «мать-судьба», либо как «мать, дающая зерном жизнь» («мать, несущая в себе зерна жизни»). И оба эти значения вполне весомы.

Продолжая линию разбора слова «Макошь» надо отметить, что христианская церковь на местах капищ, посвященных Макоши была вынуждена ставить церкви, посвященные либо Богородице, либо Параскеве Пятнице. В самом начале утверждения христианства церковь действовала крайне, деликатно, чтобы не отпугнуть язычников и фактически заменяла аналогичным значением церковным былое языческое. Кстати, тоже относится к другим идолам. Например, на месте капищ Перуна возникли церкви Святого Ильи-пророка, а на месте Велесовых — Святого Власия и т.д.

Богородица есть языческая «Макошь». Не случайно даже значение «пятницы» — ведь это день Венеры. А Параскева — покровительница тех, кто, ткет. Как ни покажется это странным — Матерь Мира тоже ткет свою сеть, покрывало, чем подтверждается глубочайшая аналогия язычества космогенезису «Тайной Доктрины».

ЛАДА — это буквально Венера. В культах других народов соответственно — «Изида», «Астрея», «Астарта», «Афродита» — как ипостаси Матери Мира, как делимость Её Луча…

Культ Макоши — «Ма», «Рей», «Геры» — восходят к древнейшему культу богини Лето и Латоны. Эллинские легенды пронесли в этом замаскированном виде глубочайший символ войны «Сынов воли и йоги» против Атлантов, адептов левой руки, колдунов и магов, сделавших свою землю «чёрной от греха». Дело в том, что Латона, жена Зевса (Владыки) породила Аполлона и Диану (буквально Солнце и Луну), которые своими стрелами уничтожили семь дочерей — и семь сыновей-Ниобы (Ниобеи). По «Тайной Доктрине» — Ниобея — это Атлантида, семь дочерей — семь субрас, а семь сыновей — семь ответвлений. Слезы Ниобеи стали Атлантическим океаном.

Глубинность связи Макоши и Богородицы — Матери Мира особенно ясна в этом мифе, так как именно Матерь Мира создала Шамбалу, вследствие падения Люцифера, «Сынов Воли и Йоги», которые вступили в борьбу с магами Атлантиды и победили их.

Символы Солнца и Луны в образах Аполлона и Дианы глубоко отражают наш «небесный состав» — от Луны, Лунных Питрисов (отцов) наше животное начало, от Солнца — наше творческое, божественное, огненное.
Все народы мира антропоморфизировали своих Богов, «сотворили себе кумиров», не избегли этого и наши предки. Но тем самым они запечатлели космогонию, силы, манифестации Природы и взаимосвязи их с человеком и Космосом.

Рожаница Леля — означала нежность, как необходимое сопутствие животворению и любви — без нежности ничего не вырастет. У нас остался глагол «лелеять» — как олицетворение величайшей заботливости к чему-либо.

Кроме женских божеств славяне чтили других, составляющих в совокупности целый Пантеон сил Природы.

Древнейший Бог — Сварог. Восходит к санскритскому «сварга» — «небо». В русском языке остался архаизм «сварганить» — «наскоро сделать», а восходит к Богу Саваофу Библии — Творцу-создателю, в очень поздние времена славяне поклонялись Роду. Само божество постепенно исчезло, но слово «род» вошло буквально генетически во все понятия жизни, вплоть до слова «Родина». В древности «Род» имел буквальный фаллический оттенок подобно индийскому «Лингаму», что лишний раз подтверждает единство «Тайной Доктрины» для человечества, а древние славяне очень долго пользовались буквальными свадебными ритуальными предметами животворения и плодородия — в виде лингама и иони, что резко порицалось замещающей их христианской церковью. Даже сами идолы выглядят как фаллические культы, но сама церковь — в этом, видимо, ирония истории — борясь с язычеством, застывшим в идолах и увековеченной в них — буквально подхватила эстафету и возродила древние культовые сооружения, сохранив их фаллические формы, что прослеживается как в минаретах Ислама, так и в куполах Христианства.

Таким образом, бог «Род» забыт напрочь, но слово уцелело. Ныне найдено, что бог «Род» идентичен богу Урану — то есть он старше Зевса…

Бог Велес — ставший Святым Власием, соответствовал Плутону, богу подземных сил. Недаром он всё время бился с Зевсом. Сам Перун — это, в конечном — счёте, Илья-громовержец, соответствующий зодиаку Лев, то есть Царь.

Идол Даждьбога, сына Сварога — податель благ, повелитель , белого света и «солнца» (то есть света, исходящего от Солнца).

Стрибог — повелитель неба и ветров.

Хоре — божество солнечного диска (из солнечного света).

Застывшая «Тайная Доктрина» древних славян в капище была дополнена понятием «Мирового древа», где Пантеон богов был строго увязан остальными понятиями и взаимоотношениями, но эту тайну несли в себе жрецы-волхвы, которые и оживляли застывших идолов-Богов своим присутствием, вдыхая жизнь в деревянных истуканов и делая мир древних понятным, живым, связанным воедино с Небом, Животворящей Матерью, со Светом, дождем, землей, зверями, лесом, горами и людьми. Все воссоединялось в мире язычников и жило в его сознании как единое целое.

Именно капища были местом ритуальных торжеств языческих славян, где оживали экзотерические Мистерии Вечного Бытия, Круговорота Жизни, подобно тому, как это творилось в храмах Эллады и Египта — для масс, и были тайны — для посвященных, эзотерические глубины Знания, которыми владели лишь волхвы. В древности «волхв» и «князь» были синонимами и не мог быть князем не волхвующий жрец. И Знания волхвов передавались строго из уст в уст в и не мог ими владеть недостойный. Когда же пришло время смены язычества христианством — то ушли и волхвы, оставив молчаливых свидетелей былого могущества над силами Природы — капища и идолов, в ком была записана нв понятном древнему славянину языке архаическая «Тайная Доктрина».

 

Светлана КЛЕЩЕВСКАЯ, Валерий КЛЕЩЕВСКИЙ.
г. Железнодорожной.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x