«Путь познания очень тернист. Поэтому важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа принять то или иное человеческое открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.»
Какие же качества должны быть развиты школой у учащихся?
Во-первых, продолжить героическое и патриотическое воспитание, начатое в дошкольном возрасте.
Во-вторых, необходимо развивать способность мышления как искусства, путем постоянных упражнений. Учитель должен следить за качеством мысли ученика, не сами проделки, а течение мысли будет путем продвижения. Науку о мышлении в школах установить не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, а также развитие четкости, быстроты, синтетичности, оригинальности и др.
Нужно в школах развивать способность наблюдать.
«… Вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час посвящений наблюдательности, будет истинным уроком жизни, И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это, уже будет достижение. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления и наслоения опытов. Для всех чувств составить программу упражнений. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я ещё увидел!». В этом «ещё» «может заключаться целая ступень, То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.»
Следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении, к настоящему «взрослому» труду и понимать значение труда как фактора мироздания. Особенно нужно усвоить значение труда коллективного, что сотрудничество есть гармония человечества. Разными доводами воспитывать понимание личной ответственности за каждое побуждение за каждую мысль и поступок, так же как и ясного представления о смысле и значении своего существования, отсюда явится понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения.
Нужно обратить внимание в школах на изучение будущего.
Забота о школе и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самом учителе и подготовке учителей. В Учении говорится, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях с ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу. Такое познавание служений не происходит внезапно, это нужно воспитывать. Так пусть каждый школьник почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться. своими познаниями (Надземное, 477).
Теперь остановимся на практическом применении учения. Такой опыт имеется в Болгарии. В частности, в основные направления деятельности 41-й софийской школы, директором которой является Надежда Христова (Мадолева, включен и «Синтез» Н.К.Рериха»), опыт и инициативы школы, проявленные в деятельности клуба «Цветик-семицветик» и в работе по теме «Как учить детей и как учиться у них», помогли школе получить международное признание в сентябре 1991 г. на конференции, посвященной духовной жизни планеты и проходившей под эгидой ЮНЕСКО в г. Днепропетровске. Клуб «Цветик-семицветик» стал членом болгарской ассоциации «Мир через культуру», которая была основана в мае 1990 г, именно в этой школе, а с декабря 1991 г клуб «Цветик-семицветик» ассоциирован в ЮНЕСКО, Конкурс «Семицветная Мечта о Добре и Красоте», объявленный школой как национальный, вскоре перерос в международный, В нем участвовали дети и взрослые из стран СНГ, Канады, Швейцарии, Венгрии и других государств мира. Кстати, международные детские ассамблеи «Знамя Мира», проводившиеся с 1979 года в Софии еще по инициативе Людмилы Живковой,
начинаюсь в этой школе. По замыслу Людмилы Живковой; детская ассамблея «Знамя Мира» должна была ознаменовать своего рода прорыв в будущее. На фестивале в Болгарии должны были встретиться друг с другом, дабы узнать впоследствии друг друга, творцы XXI века: юные художники, поэты, композиторы, певцы, артисты. Весной 1991 г. ученики филиала детской художественной школы из г.Юрги принимали участие в международном конкурсе «Семицветная Мечта о Добре и Красоте» и получили награду за участие в конкурсе. В октябре 1992 г. на I всемирном конгрессе «К духовному согласию» познакомились Надежда Христова-Мадолева и художник из г.Юрги А.Серов, чьи ученики принимали участие в вышеназванном конкурсе. Хотелось бы, чтобы духовные связи с Софией упрочились
и использовались широкие возможности сотрудничества в деле развития у детей духовности.
Современная школа попросту деформирует сознание. Ведь сознание как явление формировалось эволюцией на деятельность. Расширение сознания идет от расширения восприятия образа мира в пространстве. Чтобы много знать, надо много видеть и переживать. Все формы обучения должны идти через деятельность, через долгосрочную цель, должны быть значимы. Обучение должно соответствовать биологии человека как типа. Когда ребенок начинает воспринимать мир через зрительные образы, то его интеллект раскрепощается.